< >
Организация туров и экскурсий
по Грузии, услуги размещения
Валюта
Достопримечательности

Картвельские (грузинские) племена в древности населяли обширную территорию от Северной Месопотамии (Междуречья) до Кавказского хребта. Около VI века до н.э. из этих народов возникли Колхидское и Иберское государственные образования в Западной и Восточной Грузии.

В XV-XIII веках до нашей эры, в Малой Азии (Анатолии) процветала держава хеттов. Хетты изобрели колесницу, были искуссными металлургами, использовали клинопись, заимствованную из Вавилона. После падения хеттов в XII веке до н.э., на месте их государства сложилось несколько крупных государств, первым по времени, — не позже VIII в. до н. э.— сложилось Фригийское царство. В состав Фригии входили также мушки (месхи) — племя, говорившее на кавказском языке картвельской группы. Ассирийские и урартские источники называют Фригию “страной мушков”.

Вопрос о том, откуда мушки переселились на территории, ранее принадлежавшие хеттам — с запада или востока — является предметом дебатов среди ряда историков. По мнению некоторых ученых, мушки переселились с территории Урарту. Расцвет государства Урарту приходится на XI век до н.э. и здесь было принято строить скальные города. У фригийцев-мушков также был обычай жить в скалах и высекать в них города. Именно фригийцы вырубили знаменитые пещерные города в скалах Каппадокии. В каменную архитектуру они переносили орнаментику, свойственную архитектуре деревянной. Мушки принесли из Малой Азии в район слияния Арагви и Куры не только технологию строительства пещерных городов, но повлияли на религиозные языческие верования. Например, хеттское название луны-бога было Аrmаs. В середине I тыс. до н. э в Шида Картли вводится новый верховный бог — бог-луны Армази.

Грузинские племена с древнейших времен обожествляли солнце-женщину (Мзе-кали). 
Наличие культа солнца в Грузии подтверждается и археологическими материалами античного времени. Солнце как богиня-мать Аинина, наравне с богом Армази, стояло во главе грузинского языческого пантеона в дохристианское время. Переднеазиатское имя древнейшего божества сохранилось в названии древнегрузинского идола Аинина, которое впоследствии превратилось в национальное имя грузинских женщин — Нино, Нана. Жертвенным животным богини солнца была лощадь, а символом колесо или круг. При взгляде на Уплисцихе с юго-запада видно, что город вырублен в том месте хребта, где тот заканчивается обрывом полукруглой формы. 

Уплисцихе, наравне со Мцхета (название которой, связывают с именем племени месхов (мушек)), один из первых городов, упоминаемый в грузинских летописях.  Уплисцихе основан около 2,6 тысяч лет назад. Город высечен в песчанике, на южном склоне горного хребта Кернаке. Строители стремились к тому, чтобы границы городской застройки совпадали с естественными препятствиями: руслом реки, отвесным обрывом. Там где не было естественных преград для проникновения в город, они строились искусственно: крепостные стены, насыпи, рвы.

Когда-то этот величественный город включал в себя около семисот строений, вырубленных в скалах, но со временем некоторые из них были разрушены, и теперь их осталось только около 150. Круглые помещения - наиболее древняя форма строений. Позже начинают вырубать помещения прямоугольной формы. Помещения расположены группами, которые связаны между собой дорожками-переходами. Часть пещер (центральный ансамбль, дворцовый комплекс, церкви) богато орнаментированы кессонами, пилястрами. Некоторые дома были построены с использованием вертикально посаженных деревянных столбов, которые соединялись плетенными из жердей и обмазанными толстым слоем глиняного раствора стенами. Многие строения в городе были построены полностью из дерева, но они, по понятным причинам не сохранились. Тем не менее, в одном из помещений сохранился фрагмент потолка, декорированный, высеченными в камне, круглыми деревянными балками.  С III века до н.э. начинают применять кладку из кирпичей или камней на цементном растворе. Потолки у большинства помещений сводчатые, но встречаются и помещения с потолками паралельными полу, образующие прямые углы со  стенами помещений. Уже в IV—III вв. до н. э., постройки (гражданские, культовые, крепостные) были покрыты черепицей. В покрытии зданий использовалась черепица двух видов: плоская черепица с загнутыми боками (типа солена) и желобчатая (типа калиптера). Черепица изготовлялась в местных мастерских. 

Для снабжения города водой во время вражеских нашествий, к Куре был прорыт подземный ход. Город также снабжался водой по водопроводу, проложенному с вершины горы и спускавшегося к Куре. Во время раскопок в Уплисцихе были найдены скульптуры рыб (на фото). По мнению ряда исследователей, эти изваяния олицетворяли божества плодородия и ставились для охраны истоков древних каналов. В городе сохранились давильни для винограда, марани (винные погреба), жертвенники, аптека. Однако не найдены стойла для скота, ремесленные мастерские и другие помещения хозяйственного назначения. Отсюда делается вывод, что жители города не занимались в нем обычной хозяйственной деятельностью. Все необходимое привозилось в Уплисцихе извне. Зато здесь сохранились развалины театрального помещения и зала для проведения торжественных мероприятий. 

В Уплисцихе мы повсеместно встречаем остатки камне-печного отопления (схема в фотоподбрке). Выглядят останки печей, как вырубленные в полу ямы цилиндрической формы. Вниз укладывался высушенный навоз или уголь, надтопочное пространство по кирпичным колосникам было наполнено булыжным камнем или кусками базальта. Пол отапливаемого помещения являлся и перекрытием надтопочного пространства. Через отверстия в этом перекрытии, закрывавшиеся со стороны помещения во время топки печи плитками, укладывавшимися в углубленные четверти, внутренняя полость печи могла получать непосредственное соединение с отапливаемым помещением. Продукты сгорания топлива омывали булыжную загрузку печи, раскаляли ее и затем удалялись частично подпольными и частично вертикальным внутристенным дымоходами. После прогорания топлива, дымоход закрывался, а половые плитки снимались. Воздух продолжал поступать в топочное пространство, омывал раскаленные камни и согретым выходил через отверстия в перекрытии печи в отапливаемое помещение.

На территории города имелась также аптека. Истоки древней грузинской медицины связаны с древнейшей шумеро-субарской медициной, возникшей за III тысячелетия до нашей эры. До нас дошли медико-биологические термины и ряд представлений о заболеваниях шумерского происхождения, сохранившиеся в грузинских этнографических памятниках и в устном народном творчестве. 

В грузинском эпосе "Амираниани", относящемся к II тысячелетию до н.э., содержатся высказывания медицинского характера, описание некоторых манипуляций, которые дают известное представление об уровне медицины в те отдаленные времена. 
В эпосе есть указания на целебные свойства трав и минеральных вод и на способы их применения, на действие снотворных средств, на манипуляцию кесарева сечения и т.д. 

Картину медицинской культуры II тысячелетия до н.э. (точнее XIII-XII веков) дают памятники, известные в мировой медицине под названием Cura Mediana и связанные с именем дочери царя Аэта Медеи. В Греции и Риме создано множество художественных и исторических произведений, основанных на сказаниях о Медее. Греческие и римские авторы сообщают, что Медея, ее мать и сестра были весьма искусны в деле врачевания, знали множество лечебных средств, экспериментально изучали действие лекарств и ядов, разводили сады лечебных растений, 36 названий из которых известны и в наши дни.
С именем Медеи связаны самые ранние указания о "переливании крови" и "омолаживании". Греческие и римские авторы и в последующие века называют Колхиду и Иверию странами уникальных лекарственных средств и ядов.

В середине VIII века происходит арабское завоевание Закавказья, завершившееся в 744 году. После завоевания Картли арабы во главе страны поставили своего чиновника, который носил звание эмира. Резиденцией эмира на почти четыре века стал Тбилиси. Во время арабского нашествия Уплисцихе становится столицей Картлийского царства. В начале X века город был завоеван царем Абхазии Георгием II (царствовал с 922 по 957 гг). Царь Георгий II основал Чкондидскую (Мартвильскую) епископскую кафедру, которая сыграет огромную роль в истори и Грузии. В его царство входило и Картли, эриставом которого он назначил своего старшего сына Константинэ. Царь Георгий II убедился в отступничестве своего сына Константина и, собрав коалицию из царя Тао и хорепископа Кахетии Фалды, выступил из Западной Грузии в Картли, где осадил Константина в Уплисцихе. Царь Георгий жестоко расправился с сыном-изменником. Ему выжгли глаза и кастрировали, в результате  пыток Констинтин умер. Вместо него эриставом Картли Георгий II назначил младшего сына Леона (в дальнейшее царь Леон III).  Свою дочь Гурандухт Георгий II выдал замуж за царя царей Гургена. Оба брата Гурандухт умрут бездетными, поэтому сын Гурандухт и Гургена станет царем объединенной Грузии Багратом III. Город Уплицихе станет царской резиденцией. Но еще до воцарения Баграта III картлийские азнауры (князья) договорились с владельцем Кахети, привели вооруженные отряды, напали на Уплисцихе – резиденцию Баграта и его родителей. Взяли в плен Баграта, его отца – царя царей Гургена, его мать царицу Гурандухт и отправили в Кахети. Узнав об этом, могущественный владетель Тао-Кларджети Давид Курапалат со всем своим войском направился в Кахети. Кахетинцы сразу освободили Баграта и его родителей, и возвратили Уплисцихе и Картли. Бездетный Давид Курапалат усыновит царевича Баграта и сделает его своим наследником. Царь Давид Курапалат конкретно сформулировал наследственные права Баграта III и указал, что он является его защитником. Короткую речь царя Тао Давида III, Великого Курапалата сохранила нам «Летопись Картли». «Он является коренным жителем Тао, Картли и Абхазии, сын мой воспитанный мною, я его моурави и его помощник; ему подчиняйтесь все».

В царствование Георгия II на территории Уплисцихе возник храм Уплисцули. Архитектурно храм очень прост, это скромная базилика с двумя боковыми нефами. 

В XIV веке город несколько раз сжигали монголы, и он постепенно приходил в упадок. Окончательно Уплисцихе был покинут в ХІХ веке. В 50ее гг XX века начались его раскопки и реставрация. Часть сооружений и сегодня законсервирована.

В теплое время года, на территории комплекса посетители встречают многочисленных ящериц - кавказскую агаму (Laudakia caucasia). Общая длина взрослого животного составляет около 35-36 см, из которых на тело приходится порядка 14-15 см. Кормом этих ящериц являются различные беспозвоночные, а также листья растений. Для человека не опасны. В окраске кавказских агам доминируют серые и оливковые тона, образующие общий фон, покрытый нечётким узором взаимно пересекающихся чёрных и тёмно-серых линий, а также желтоватыми пятнами с чёрной окантовкой. Брюхо у самок обычно грязно-белое или желтоватое, у самцов в период половой активности – черноватое. 

Статус: музей

Время работы: ежедневно с 1 апреля по 1 ноября с 10:00 до 18:00, с 1 ноября по 1 апреля с 10 до 17 часов. Стоимость 7 лари.

Инфраструктура: ресепшн, охрана, сувенирная лавка, кафе, туалет.

Уплисцихе
Уплисцихе

Картвельские (грузинские) племена в древности населяли обширную территорию от Северной Месопотамии (Междуречья) до Кавказского хребта. Около VI века до н.э. из этих народов возникли Колхидское и Иберское государственные образования в Западной и Восточной Грузии.

В XV-XIII веках до нашей эры, в Малой Азии (Анатолии) процветала держава хеттов. Хетты изобрели колесницу, были искуссными металлургами, использовали клинопись, заимствованную из Вавилона. После падения хеттов в XII веке до н.э., на месте их государства сложилось несколько крупных государств, первым по времени, — не позже VIII в. до н. э.— сложилось Фригийское царство. В состав Фригии входили также мушки (месхи) — племя, говорившее на кавказском языке картвельской группы. Ассирийские и урартские источники называют Фригию “страной мушков”.

Вопрос о том, откуда мушки переселились на территории, ранее принадлежавшие хеттам — с запада или востока — является предметом дебатов среди ряда историков. По мнению некоторых ученых, мушки переселились с территории Урарту. Расцвет государства Урарту приходится на XI век до н.э. и здесь было принято строить скальные города. У фригийцев-мушков также был обычай жить в скалах и высекать в них города. Именно фригийцы вырубили знаменитые пещерные города в скалах Каппадокии. В каменную архитектуру они переносили орнаментику, свойственную архитектуре деревянной. Мушки принесли из Малой Азии в район слияния Арагви и Куры не только технологию строительства пещерных городов, но повлияли на религиозные языческие верования. Например, хеттское название луны-бога было Аrmаs. В середине I тыс. до н. э в Шида Картли вводится новый верховный бог — бог-луны Армази.

Грузинские племена с древнейших времен обожествляли солнце-женщину (Мзе-кали). 
Наличие культа солнца в Грузии подтверждается и археологическими материалами античного времени. Солнце как богиня-мать Аинина, наравне с богом Армази, стояло во главе грузинского языческого пантеона в дохристианское время. Переднеазиатское имя древнейшего божества сохранилось в названии древнегрузинского идола Аинина, которое впоследствии превратилось в национальное имя грузинских женщин — Нино, Нана. Жертвенным животным богини солнца была лощадь, а символом колесо или круг. При взгляде на Уплисцихе с юго-запада видно, что город вырублен в том месте хребта, где тот заканчивается обрывом полукруглой формы. 

Уплисцихе, наравне со Мцхета (название которой, связывают с именем племени месхов (мушек)), один из первых городов, упоминаемый в грузинских летописях.  Уплисцихе основан около 2,6 тысяч лет назад. Город высечен в песчанике, на южном склоне горного хребта Кернаке. Строители стремились к тому, чтобы границы городской застройки совпадали с естественными препятствиями: руслом реки, отвесным обрывом. Там где не было естественных преград для проникновения в город, они строились искусственно: крепостные стены, насыпи, рвы.

Когда-то этот величественный город включал в себя около семисот строений, вырубленных в скалах, но со временем некоторые из них были разрушены, и теперь их осталось только около 150. Круглые помещения - наиболее древняя форма строений. Позже начинают вырубать помещения прямоугольной формы. Помещения расположены группами, которые связаны между собой дорожками-переходами. Часть пещер (центральный ансамбль, дворцовый комплекс, церкви) богато орнаментированы кессонами, пилястрами. Некоторые дома были построены с использованием вертикально посаженных деревянных столбов, которые соединялись плетенными из жердей и обмазанными толстым слоем глиняного раствора стенами. Многие строения в городе были построены полностью из дерева, но они, по понятным причинам не сохранились. Тем не менее, в одном из помещений сохранился фрагмент потолка, декорированный, высеченными в камне, круглыми деревянными балками.  С III века до н.э. начинают применять кладку из кирпичей или камней на цементном растворе. Потолки у большинства помещений сводчатые, но встречаются и помещения с потолками паралельными полу, образующие прямые углы со  стенами помещений. Уже в IV—III вв. до н. э., постройки (гражданские, культовые, крепостные) были покрыты черепицей. В покрытии зданий использовалась черепица двух видов: плоская черепица с загнутыми боками (типа солена) и желобчатая (типа калиптера). Черепица изготовлялась в местных мастерских. 

Для снабжения города водой во время вражеских нашествий, к Куре был прорыт подземный ход. Город также снабжался водой по водопроводу, проложенному с вершины горы и спускавшегося к Куре. Во время раскопок в Уплисцихе были найдены скульптуры рыб (на фото). По мнению ряда исследователей, эти изваяния олицетворяли божества плодородия и ставились для охраны истоков древних каналов. В городе сохранились давильни для винограда, марани (винные погреба), жертвенники, аптека. Однако не найдены стойла для скота, ремесленные мастерские и другие помещения хозяйственного назначения. Отсюда делается вывод, что жители города не занимались в нем обычной хозяйственной деятельностью. Все необходимое привозилось в Уплисцихе извне. Зато здесь сохранились развалины театрального помещения и зала для проведения торжественных мероприятий. 

В Уплисцихе мы повсеместно встречаем остатки камне-печного отопления (схема в фотоподбрке). Выглядят останки печей, как вырубленные в полу ямы цилиндрической формы. Вниз укладывался высушенный навоз или уголь, надтопочное пространство по кирпичным колосникам было наполнено булыжным камнем или кусками базальта. Пол отапливаемого помещения являлся и перекрытием надтопочного пространства. Через отверстия в этом перекрытии, закрывавшиеся со стороны помещения во время топки печи плитками, укладывавшимися в углубленные четверти, внутренняя полость печи могла получать непосредственное соединение с отапливаемым помещением. Продукты сгорания топлива омывали булыжную загрузку печи, раскаляли ее и затем удалялись частично подпольными и частично вертикальным внутристенным дымоходами. После прогорания топлива, дымоход закрывался, а половые плитки снимались. Воздух продолжал поступать в топочное пространство, омывал раскаленные камни и согретым выходил через отверстия в перекрытии печи в отапливаемое помещение.

На территории города имелась также аптека. Истоки древней грузинской медицины связаны с древнейшей шумеро-субарской медициной, возникшей за III тысячелетия до нашей эры. До нас дошли медико-биологические термины и ряд представлений о заболеваниях шумерского происхождения, сохранившиеся в грузинских этнографических памятниках и в устном народном творчестве. 

В грузинском эпосе "Амираниани", относящемся к II тысячелетию до н.э., содержатся высказывания медицинского характера, описание некоторых манипуляций, которые дают известное представление об уровне медицины в те отдаленные времена. 
В эпосе есть указания на целебные свойства трав и минеральных вод и на способы их применения, на действие снотворных средств, на манипуляцию кесарева сечения и т.д. 

Картину медицинской культуры II тысячелетия до н.э. (точнее XIII-XII веков) дают памятники, известные в мировой медицине под названием Cura Mediana и связанные с именем дочери царя Аэта Медеи. В Греции и Риме создано множество художественных и исторических произведений, основанных на сказаниях о Медее. Греческие и римские авторы сообщают, что Медея, ее мать и сестра были весьма искусны в деле врачевания, знали множество лечебных средств, экспериментально изучали действие лекарств и ядов, разводили сады лечебных растений, 36 названий из которых известны и в наши дни.
С именем Медеи связаны самые ранние указания о "переливании крови" и "омолаживании". Греческие и римские авторы и в последующие века называют Колхиду и Иверию странами уникальных лекарственных средств и ядов.

В середине VIII века происходит арабское завоевание Закавказья, завершившееся в 744 году. После завоевания Картли арабы во главе страны поставили своего чиновника, который носил звание эмира. Резиденцией эмира на почти четыре века стал Тбилиси. Во время арабского нашествия Уплисцихе становится столицей Картлийского царства. В начале X века город был завоеван царем Абхазии Георгием II (царствовал с 922 по 957 гг). Царь Георгий II основал Чкондидскую (Мартвильскую) епископскую кафедру, которая сыграет огромную роль в истори и Грузии. В его царство входило и Картли, эриставом которого он назначил своего старшего сына Константинэ. Царь Георгий II убедился в отступничестве своего сына Константина и, собрав коалицию из царя Тао и хорепископа Кахетии Фалды, выступил из Западной Грузии в Картли, где осадил Константина в Уплисцихе. Царь Георгий жестоко расправился с сыном-изменником. Ему выжгли глаза и кастрировали, в результате  пыток Констинтин умер. Вместо него эриставом Картли Георгий II назначил младшего сына Леона (в дальнейшее царь Леон III).  Свою дочь Гурандухт Георгий II выдал замуж за царя царей Гургена. Оба брата Гурандухт умрут бездетными, поэтому сын Гурандухт и Гургена станет царем объединенной Грузии Багратом III. Город Уплицихе станет царской резиденцией. Но еще до воцарения Баграта III картлийские азнауры (князья) договорились с владельцем Кахети, привели вооруженные отряды, напали на Уплисцихе – резиденцию Баграта и его родителей. Взяли в плен Баграта, его отца – царя царей Гургена, его мать царицу Гурандухт и отправили в Кахети. Узнав об этом, могущественный владетель Тао-Кларджети Давид Курапалат со всем своим войском направился в Кахети. Кахетинцы сразу освободили Баграта и его родителей, и возвратили Уплисцихе и Картли. Бездетный Давид Курапалат усыновит царевича Баграта и сделает его своим наследником. Царь Давид Курапалат конкретно сформулировал наследственные права Баграта III и указал, что он является его защитником. Короткую речь царя Тао Давида III, Великого Курапалата сохранила нам «Летопись Картли». «Он является коренным жителем Тао, Картли и Абхазии, сын мой воспитанный мною, я его моурави и его помощник; ему подчиняйтесь все».

В царствование Георгия II на территории Уплисцихе возник храм Уплисцули. Архитектурно храм очень прост, это скромная базилика с двумя боковыми нефами. 

В XIV веке город несколько раз сжигали монголы, и он постепенно приходил в упадок. Окончательно Уплисцихе был покинут в ХІХ веке. В 50ее гг XX века начались его раскопки и реставрация. Часть сооружений и сегодня законсервирована.

В теплое время года, на территории комплекса посетители встречают многочисленных ящериц - кавказскую агаму (Laudakia caucasia). Общая длина взрослого животного составляет около 35-36 см, из которых на тело приходится порядка 14-15 см. Кормом этих ящериц являются различные беспозвоночные, а также листья растений. Для человека не опасны. В окраске кавказских агам доминируют серые и оливковые тона, образующие общий фон, покрытый нечётким узором взаимно пересекающихся чёрных и тёмно-серых линий, а также желтоватыми пятнами с чёрной окантовкой. Брюхо у самок обычно грязно-белое или желтоватое, у самцов в период половой активности – черноватое. 

Статус: музей

Время работы: ежедневно с 1 апреля по 1 ноября с 10:00 до 18:00, с 1 ноября по 1 апреля с 10 до 17 часов. Стоимость 7 лари.

Инфраструктура: ресепшн, охрана, сувенирная лавка, кафе, туалет.

добавить в избранное
Поделиться: