< >
Организация туров и экскурсий
по Грузии, услуги размещения
Валюта
Достопримечательности

Гомборским хребтом Кахетия поделена на две части внутреннюю и внешную. Внешняя Кахетия расположена в бассейне реки Иори и граничит с Картли. Внутренняя Кахетия расположена в бассейне  реки Алазани. После арабского завоевания Закавказья, уже в VIII веке на территории Кахетии формируется независимое грузинское княжество. С VIII по начало XII века кахетинское княжество было значительное обширнее, чем в настоящее время, и включало в себя ущелья рек Ксани и Арагви вплоть до Большого Кавказского хребта. В центральной части Грузии в те времена находился Арабский эмират. Приближительно с X века, столицей Кахетии становится город Тианети. Крепость Кветера имела огромное военно-стратегическое значение, так как находилась на главной дороге из Алазанской долины в Тианети и дальше в Арагвийское ущелье. Крепость Кветера редко упоминается в исторических хрониках, но летописцы всегда отмечают ее неприступность. Из Кветеры была родом Шорена - героиня романа Константина Гамсахурдия "Десница великого мастера". 

В крепости Кветера сохранился дворец эристава - значительный образец гражданской архитектуры VIII—X вв. Двухэтажное здание дворца удлиненное, прямоугольное в плане; нижний этаж с маленькими окнами относительно невысок, здесь располагались вспомогательные помещения. Второй этаж жилой. Здесь имелся один большой зал и маленькие комнаты, нанизанные на одну ось. С одной стороны у второго этажа большие арочные окна, начинающиеся с пола, они выходят в сторону Алазанской долины: контакт с природой — обязательное условие при постройке дворцовых сооружений. В зале был большой камин, стены сложены из булыжника, изнутри их штукатурили. Перекрытие плоское, с деревянными балками и двускатной кровлей. В таких залах происходили и деловые встречи, и пиры. К сожалению, дворец сильно поврежден, и неизвестно, как он выглядел внутри и как был обставлен.

В настоящее время, крепость находится в "медвежьем углу" (на редко посещаемой грунтовой дороге из Ахмета в Тианети). Однако когда-то это был центр процветающего региона. Как и в Бочорма, тут все густо заросло деревьями и кустарниками, что сильно мешает не только знакомству с крепостными сооружениями, но и полностью закрывает обзор на Большой Кавказский хребет и долину у подножия горы. В Кветера сохранились крепостные стены, башни круглой и квардратной формы, отдельно стоящие сторожевые башни (на вершину башни можно подняться по винтовой лестнице), развалины двухэтажного дворца и, конечно, знаменитый кветерский храм.

Храм в крепости Кветера.

В VIII веке византийское искусство пережило глубокий кризис - эпоху иконобочества. После осуждения иконоборчества на церковном соборе в 843 году, наступает эпоха македонского ренессанса (по названию правящей тогда династии), продлившаяся до первой половины XI  века. В эпоху правления македонской династии, крещение приняли Сербия, Болгария и Киевская Русь (988 г.). В период Македонской династии восстанавливаются, и утверждаются основные смысловые и художественные каноны, положенные в основу религиозного искусства. Правители Кахетии находились в тесных связях с Византией. Но в отличии от Византии, в Закавказье  планировка храма складывалась не от общего очертания здания к внутренним его членениям, а, наоборот, путем сложения частей: к центральному массиву со всех четырех сторон примыкали бо­лее низкие объемы, образуя ветви креста; кроме того, в углах креста добавля­лись объемы меньшей высоты. Эти основные принципы объемно-планировочного построения храма определились в Армении и Грузии в кон­це VI - начале VII в.(самый известный пример - мцхетский Джвари) и теперь возродились в новом качастве.

С точки зрения объемно-пространственного решения кветерская церковь, датируемая X веком, обнаруживает черты, свидетельствующие о преемственном продолжении, разработанных в Закавказье, в доарабский период типологических схем: это тетраконх (от греч. tetra-, в сложных словах — четыре и конха, от греч. konch — раковина) - центрическая постройка, по четырем сторонам которой находятся апсиды, но в решении интерьера и экстерьера явно прослеживается стремление выработать новые стилевые качества, соответствующие художественным идеалам эпохи.  Вокруг круглой основы, увенчанной куполом, расположены 4 большие и 4 малые экседры. Внешний периметр стен на уровне экседр многогранный. Храм выполнен из каменных, хорошо отесанных блоков пористого туфа "ширими". Слегка повышенные, завершенные щипцами рукава и 8-гранный барабан купола, покрытые синими глазурованными плитами, формируют изящный нарядный облик храма. Кроме того, в облике храма царит тор­жественная приподнятость, духовная возвышенность. Вертикальность общей композиции подчеркивается и декоративной пластикой фасада: высокими, уз­кими нишами, рядами тонких колонок, щелевидной формой окон. В интерьере храма отсутствуют росписи или мозаики. Тем не менее, при небольших объемах и сдержанном декоре, храм в крепости Кветера, оставляет неизгладимое впечатление. 

В 1968 году в Кветере были проведены археологические раскопки. Раскопки выявили остатки церкви, также было обнаружено много средневековой посуды и другие предметы, которые хранятся в Душетской археологической базе. С 24 октября 2007 года город-крепость Кветера внесен в испытательный список мирового наследия ЮНЕСКО.  В 2011 году в храме были проведены реставрационные работы.

Крепость Кветера можно посетить в ходе однодневной экскурсии по крепостям Кахетии.

Крепость Кветера
Крепость Кветера

Гомборским хребтом Кахетия поделена на две части внутреннюю и внешную. Внешняя Кахетия расположена в бассейне реки Иори и граничит с Картли. Внутренняя Кахетия расположена в бассейне  реки Алазани. После арабского завоевания Закавказья, уже в VIII веке на территории Кахетии формируется независимое грузинское княжество. С VIII по начало XII века кахетинское княжество было значительное обширнее, чем в настоящее время, и включало в себя ущелья рек Ксани и Арагви вплоть до Большого Кавказского хребта. В центральной части Грузии в те времена находился Арабский эмират. Приближительно с X века, столицей Кахетии становится город Тианети. Крепость Кветера имела огромное военно-стратегическое значение, так как находилась на главной дороге из Алазанской долины в Тианети и дальше в Арагвийское ущелье. Крепость Кветера редко упоминается в исторических хрониках, но летописцы всегда отмечают ее неприступность. Из Кветеры была родом Шорена - героиня романа Константина Гамсахурдия "Десница великого мастера". 

В крепости Кветера сохранился дворец эристава - значительный образец гражданской архитектуры VIII—X вв. Двухэтажное здание дворца удлиненное, прямоугольное в плане; нижний этаж с маленькими окнами относительно невысок, здесь располагались вспомогательные помещения. Второй этаж жилой. Здесь имелся один большой зал и маленькие комнаты, нанизанные на одну ось. С одной стороны у второго этажа большие арочные окна, начинающиеся с пола, они выходят в сторону Алазанской долины: контакт с природой — обязательное условие при постройке дворцовых сооружений. В зале был большой камин, стены сложены из булыжника, изнутри их штукатурили. Перекрытие плоское, с деревянными балками и двускатной кровлей. В таких залах происходили и деловые встречи, и пиры. К сожалению, дворец сильно поврежден, и неизвестно, как он выглядел внутри и как был обставлен.

В настоящее время, крепость находится в "медвежьем углу" (на редко посещаемой грунтовой дороге из Ахмета в Тианети). Однако когда-то это был центр процветающего региона. Как и в Бочорма, тут все густо заросло деревьями и кустарниками, что сильно мешает не только знакомству с крепостными сооружениями, но и полностью закрывает обзор на Большой Кавказский хребет и долину у подножия горы. В Кветера сохранились крепостные стены, башни круглой и квардратной формы, отдельно стоящие сторожевые башни (на вершину башни можно подняться по винтовой лестнице), развалины двухэтажного дворца и, конечно, знаменитый кветерский храм.

Храм в крепости Кветера.

В VIII веке византийское искусство пережило глубокий кризис - эпоху иконобочества. После осуждения иконоборчества на церковном соборе в 843 году, наступает эпоха македонского ренессанса (по названию правящей тогда династии), продлившаяся до первой половины XI  века. В эпоху правления македонской династии, крещение приняли Сербия, Болгария и Киевская Русь (988 г.). В период Македонской династии восстанавливаются, и утверждаются основные смысловые и художественные каноны, положенные в основу религиозного искусства. Правители Кахетии находились в тесных связях с Византией. Но в отличии от Византии, в Закавказье  планировка храма складывалась не от общего очертания здания к внутренним его членениям, а, наоборот, путем сложения частей: к центральному массиву со всех четырех сторон примыкали бо­лее низкие объемы, образуя ветви креста; кроме того, в углах креста добавля­лись объемы меньшей высоты. Эти основные принципы объемно-планировочного построения храма определились в Армении и Грузии в кон­це VI - начале VII в.(самый известный пример - мцхетский Джвари) и теперь возродились в новом качастве.

С точки зрения объемно-пространственного решения кветерская церковь, датируемая X веком, обнаруживает черты, свидетельствующие о преемственном продолжении, разработанных в Закавказье, в доарабский период типологических схем: это тетраконх (от греч. tetra-, в сложных словах — четыре и конха, от греч. konch — раковина) - центрическая постройка, по четырем сторонам которой находятся апсиды, но в решении интерьера и экстерьера явно прослеживается стремление выработать новые стилевые качества, соответствующие художественным идеалам эпохи.  Вокруг круглой основы, увенчанной куполом, расположены 4 большие и 4 малые экседры. Внешний периметр стен на уровне экседр многогранный. Храм выполнен из каменных, хорошо отесанных блоков пористого туфа "ширими". Слегка повышенные, завершенные щипцами рукава и 8-гранный барабан купола, покрытые синими глазурованными плитами, формируют изящный нарядный облик храма. Кроме того, в облике храма царит тор­жественная приподнятость, духовная возвышенность. Вертикальность общей композиции подчеркивается и декоративной пластикой фасада: высокими, уз­кими нишами, рядами тонких колонок, щелевидной формой окон. В интерьере храма отсутствуют росписи или мозаики. Тем не менее, при небольших объемах и сдержанном декоре, храм в крепости Кветера, оставляет неизгладимое впечатление. 

В 1968 году в Кветере были проведены археологические раскопки. Раскопки выявили остатки церкви, также было обнаружено много средневековой посуды и другие предметы, которые хранятся в Душетской археологической базе. С 24 октября 2007 года город-крепость Кветера внесен в испытательный список мирового наследия ЮНЕСКО.  В 2011 году в храме были проведены реставрационные работы.

Крепость Кветера можно посетить в ходе однодневной экскурсии по крепостям Кахетии.

добавить в избранное
Поделиться: