< >
Организация туров и экскурсий
по Грузии, услуги размещения
Валюта
Достопримечательности

Столица Кахетии торговый город Греми был основан в XV веке. В XV-XVI веках Заалазанье - земли между левым берегом реки Алазани и Большим Кавкаским хребтом, были самым экономически процветающим районом Кавказа. Начиная от кахетинской столицы Греми и заканчивая столицей Ширвана городом Шемаха, вдоль предгорий Большого Кавказского хребта, тянулись сады шелковицы. Производство шёлка было «специализацией» региона, им занимались как в Кахетии, так и в соседних мусульманских государствах Шеки и Ширване. При этом в Заалазанье был расположен самый крупный центр производства и торговли шелком – город Загеми или Базар («Старый Базар»). Он находился на месте сегодняшних сёл Загям и Базар. Его население в XVI веке достигало 40 тысяч жителей. 

В XVI  веке в Греми было развернуто большое строительство. Для города выбрали правый берег реки Инцоба. Сложный рельеф был рационально использован. На небольшой горе возвели храм, дворец, церкви и монастыри, образовательные и иные сооружения. Когда город окончательно оформился, он принял следующий вид: на возвышенности остался укрепленный центр города, в западной части устроили торговый участок, а в восточной части жили цари и высшая знать. Весь город занимал приблизительно 50 га и был окружен оградой.

Город был разрушен завоевателями и по этой печальной причине, имеет огромное научное значение, как образец городской архитектуры и инфраструктуры грузинского средневековья. В Греми прекрасно сохранились наземные и подземные элементы городских строений. Даже в Тбилиси большая часть подобных останков была стерта последующими строительствами. 

В начале XVII века иранский шах Аббас положил конец кахетинскому шелководству. В то время шёлк стоил дорого. Персидский шах Аббас I Великий установил государственную монополию империи Сефевидов на производство и торговлю шелком, и таким образом, резко увеличил доходы своей казны. Кроме того, огромное внимание уделили обеспечению безопасности торговых караванов на тропах  Великого шелкового пути, проходящего по территории госудаства Сефевидов. Недавно на территории современного  Афганистана археологи обнаружили, засыпанные песком руины 119 огромных караван-сараев, относящихся к концу XVI — началу XVII века. Маршрут, на котором расположены караван-сараи, связывал столицу могущественной империи Сефевидов Исфахан с Империей Великих Моголов, которая тогда доминировала на Индийском субконтиненте. Караваны перевозили огромное количество шелков, драгоценных камней, специй и пр. из Индии, а также фарфор из Китая. Такое масштабное строительство каваран-сараев свидетельствует об амбициозных и централизованных усилиях со стороны персидских шахов по обеспечению безопасного и стабильного потока товаров. 

Целью нашествий шаха Аббаса на Кахетию являлся разгром кахетинского шелководства и угон в плен сотен тысяч кахетинцев, с помощью которых была решена " "кадровая проблема" страдавшего от недостатка специалистов персидского шелководства. К тому же, кахетинское шелководство нарушало шахскую монополию и «сбивало» цены – и поэтому с ним, как с «конкурентом», было решено покончить – именно разгром шелководческих районов был основной целью похода шаха Аббаса в Кахетию. В основных шелководческих районах Ирана, преимущественно в Мазендеране, были созданы хозяйства, которые были обязаны сдавать весь шелк назначенным шахом скупщикам - по мизерной цене. В дальнейшем, иностранцы-очевидцы отмечают, что шелководством в Иране занимаются в основном переселенные сюда насильно грузины (гюрджи). Папский посланец в Иране Пьетро делла Валле свидетельствует, что в Иране шелководством занимаются угнанные из Кахетии грузины и «черкесы». Учитывая, что настоящие черкесы никогда в Кахетии не жили, речь идет о совокупном европейском названии всех северокавказских горцев, без различия национальности. Под «черкесами», видимо, подразумеваются аварцы и дидойцы, которые с древности жили вместе с грузинами в Алазанской долине и тогда еще исповедовали христианство.

Централизованная торговля шелком приносила баснасловную прибыль в шахскую казну. В процентном отношении к прочим доходам бюджета, это было больше, чем сегодня Ирану приносит нефть. На «шелковые» доходы была перевооружена армия, которую оснастили сверхсовременной по тем временам артиллерией и создали части, которые были вооружены лучше турецких янычар. Была выстроена столица державы – Исфахан (архитектурные сооружения эпохи шаха Аббаса в этом городе до сих пор поражают воображение), в Мазендеране по основным шелководческим районом было проложено 500—километровое шоссе.

Кахетия же была разорена, сады шелковицы уничтожены. Около 100 000 кахетинцев погибли в сражениях с персами, еще около 200 000 было угнано в Иран. Но кахетинцы не сдались. В неравной борьбе с шахом Аббасом пострадали не только простые кахетинцы, но и цари Кахетии. В 1605 году, по приказанию шаха Аббаса,  были убиты сторонники союза с Россией  — кахетинский царь Александр II и его наследник царевич Георгий. Их убийцу — Константина, сына Александра, воспитанного на юге Персии и принявшего магометанство, шах возвел на кахетинский престол. Желая укрепить свои претензии на престол, Константин I принуждал вдову своего брата - Кетеван Багратион-Мухранскую - выйти за него замуж, но царевна отказалась. Кахетинцы не захотели терпеть отцеубийцу Константина своим царем, и в скоре с ним расправились. В 1606 году в Бодбе состоялась коронации царя Теймураза I - сына царицы Кетеван. Шах Аббас присутствовал на церемонии и первый поздравил царя. Однако шах сомневался в лояльности Теймураза, и потребовал в заложники двух старших сыновей царя. С мальчиками в Персию добровольно отправилась их бабушка - царица Кетаван. В дальнейшем шах Аббас замучил малолетних царевичей, а царицу Кетеван в 1624 году, подверг публичным пыткам и жестокой казни за отказ принять ислам. Царица Кетеван канонизирована Грузинской Православной церковью.

В 1622 году за отказ принять ислам, по приказу шаха Аббаса, был убит царь Картли Луарсаб II, канонизированный Грузинской Православной Церковью. Теймураз I был женат на сестре Луарсаба II.

В неравной борьбе с Персией, цари Кахетии искали союзников повсюду, где только могли. В 1587 году кахетинский царь Александр II объявляет себя данником России. В 1594 году в Кахетию прибывают 12 русских иконописцев в составе посольства в Персию князя Андрея Дмитриевича Звенигородского. Царь Теймураз I тоже обращался он за помощью и к русским царям, и даже,  направил в 1625 году, римскому папе Урбану VIII послание с просьбами: первое – чтобы глава римско-католической церкви признал за Теймуразом, "добрым и благочестивым христианином", царское достоинство, и второе – чтобы на основе единоверия папа написал испанскому королю и походатайствовал о заключении между ним и Теймуразом военно-политического союза, чтобы они вместе предприняли наступление против шаха Аббаса, дабы "стереть его с лица земли".

Опасаясь помощи Теймуразу I со стороны русского царя Михаила Федоровича, шах Аббас отправляет в 1625 году в дар в Москву, ризу Иисуса Христа, ранее украденную им из собора Светицховели во Мцхета.  

В марте 1625 году шах Аббас I отправляет, для окончательного покорения Картли и Кахетии, большое войско. В числе главных военачальников, был гениальный полководец, национальный герой Грузии, Великий Моурави Тбилиси, князь Георгий Саакадзе. Шах недоверял Великому Моурави и оставил у себя заложником сына Саакадзе Паату. 25 марта 1625 г. восставшие грузины во главе с Георгием Саакадзе полностью истребили войско кызылбашей, расположившееся лагерем в Марткопской долине в Кахетии. Не дав врагу опомниться, они заняли Тбилиси. В результате блестяще спланированной и проведенной операции, персидское войско в течение первой недели теряет 70 000 человек и 7 своих лучших полководцев. Узнав об этом, шах заперся в одиночестве на 8 дней и как пишет Искандер Мунши (Мунши Искандер. Сведения о Грузии): «бунты и смуты, которые случились из-за восстания и бунта нечестивого, потерянного Моурав-Грузина, имели огромные последствия, большие страсти и огромный ущерб обрушились на народ и продолжают наносить ущерб…». В отместку за происшедшее Аббас I казнил сына Великого Моурави — Паату.

В 1658 году царь Теймураз I отправиться в Москву с просьбой о помощи против иранского шаха Аббаса II (1642-1666), который стал заселять Кахетию туркменскими племенами. Было переселено приблизительно 80 тысяч туркменов. Кахетия оказалась перед угрозой национального перерождения. В 1660 году в Кахетии произошло знаменитое Бахтрионское восстание. Принеся огромные жертвы, кахетинцы победили, Кахетия освободилась от туркмен, но все-таки в 1672 году Греми был заброшен. Кахетинский царь Арчил II вернул столицу княжества на правый берег Алазани, в Телави. В 1683 году царь Арчил II посетит Россию. Его дети остануться жить в Москве. В столице России появятся улицы Большая и Малая Грузинские. Царевна Дареджан построит храм Всех Святых в Москве (метро Сокол). Царевич Александр (будущий фельдцейхмейтер России) станет близким другом и сподвижником Петра I. Переселению семьи кахетинского царя в Москву, предшествовало посольство в 1637-1639 гг князя Федора Волконского. В составе делегации — архидиакон Арсений Суханов - личный секретарь Патриарха Русской Православной церкви Филарета.

В 1939-1940 гг Греми становится объектом археологических исследований. Археологическая экспедиция Телавского музея исследовала баню торгового района, оросительную систему. В 1963-1967 гг на территории накалакари Греми работала археологическая экспедиция Государственного музея им. Джанашия Академии наук Грузии, под руководством академиков Пармена Закарая и Левана Чилашвили. Были открыты и подробно исследованы: караван-сарай, "Кулбакеби", "Матарса", а также другие церкви, двор комплекса церкви Архангелов и его бытовые постройки. Одновременно показались, находящиеся на противоположном берегу речки Болиа, царские дворцы, павильоны для отдыха и приема иностранных послов, здания академии, обсерватории и другие сооружения.

В 2011 году правительством Грузии на территории Греми были проведены большие реставрационные работы: церковь и палата часовни были перекрыты глазурованными голубыми плитами, построен новый выставочный зал музея. Были устроены современная автостоянка, кафе, проведено ночное освещение на всей территории комплекса.

Вход платный - 5 лари для нерезидентов Грузии.

Крепость Греми
Крепость Греми

Столица Кахетии торговый город Греми был основан в XV веке. В XV-XVI веках Заалазанье - земли между левым берегом реки Алазани и Большим Кавкаским хребтом, были самым экономически процветающим районом Кавказа. Начиная от кахетинской столицы Греми и заканчивая столицей Ширвана городом Шемаха, вдоль предгорий Большого Кавказского хребта, тянулись сады шелковицы. Производство шёлка было «специализацией» региона, им занимались как в Кахетии, так и в соседних мусульманских государствах Шеки и Ширване. При этом в Заалазанье был расположен самый крупный центр производства и торговли шелком – город Загеми или Базар («Старый Базар»). Он находился на месте сегодняшних сёл Загям и Базар. Его население в XVI веке достигало 40 тысяч жителей. 

В XVI  веке в Греми было развернуто большое строительство. Для города выбрали правый берег реки Инцоба. Сложный рельеф был рационально использован. На небольшой горе возвели храм, дворец, церкви и монастыри, образовательные и иные сооружения. Когда город окончательно оформился, он принял следующий вид: на возвышенности остался укрепленный центр города, в западной части устроили торговый участок, а в восточной части жили цари и высшая знать. Весь город занимал приблизительно 50 га и был окружен оградой.

Город был разрушен завоевателями и по этой печальной причине, имеет огромное научное значение, как образец городской архитектуры и инфраструктуры грузинского средневековья. В Греми прекрасно сохранились наземные и подземные элементы городских строений. Даже в Тбилиси большая часть подобных останков была стерта последующими строительствами. 

В начале XVII века иранский шах Аббас положил конец кахетинскому шелководству. В то время шёлк стоил дорого. Персидский шах Аббас I Великий установил государственную монополию империи Сефевидов на производство и торговлю шелком, и таким образом, резко увеличил доходы своей казны. Кроме того, огромное внимание уделили обеспечению безопасности торговых караванов на тропах  Великого шелкового пути, проходящего по территории госудаства Сефевидов. Недавно на территории современного  Афганистана археологи обнаружили, засыпанные песком руины 119 огромных караван-сараев, относящихся к концу XVI — началу XVII века. Маршрут, на котором расположены караван-сараи, связывал столицу могущественной империи Сефевидов Исфахан с Империей Великих Моголов, которая тогда доминировала на Индийском субконтиненте. Караваны перевозили огромное количество шелков, драгоценных камней, специй и пр. из Индии, а также фарфор из Китая. Такое масштабное строительство каваран-сараев свидетельствует об амбициозных и централизованных усилиях со стороны персидских шахов по обеспечению безопасного и стабильного потока товаров. 

Целью нашествий шаха Аббаса на Кахетию являлся разгром кахетинского шелководства и угон в плен сотен тысяч кахетинцев, с помощью которых была решена " "кадровая проблема" страдавшего от недостатка специалистов персидского шелководства. К тому же, кахетинское шелководство нарушало шахскую монополию и «сбивало» цены – и поэтому с ним, как с «конкурентом», было решено покончить – именно разгром шелководческих районов был основной целью похода шаха Аббаса в Кахетию. В основных шелководческих районах Ирана, преимущественно в Мазендеране, были созданы хозяйства, которые были обязаны сдавать весь шелк назначенным шахом скупщикам - по мизерной цене. В дальнейшем, иностранцы-очевидцы отмечают, что шелководством в Иране занимаются в основном переселенные сюда насильно грузины (гюрджи). Папский посланец в Иране Пьетро делла Валле свидетельствует, что в Иране шелководством занимаются угнанные из Кахетии грузины и «черкесы». Учитывая, что настоящие черкесы никогда в Кахетии не жили, речь идет о совокупном европейском названии всех северокавказских горцев, без различия национальности. Под «черкесами», видимо, подразумеваются аварцы и дидойцы, которые с древности жили вместе с грузинами в Алазанской долине и тогда еще исповедовали христианство.

Централизованная торговля шелком приносила баснасловную прибыль в шахскую казну. В процентном отношении к прочим доходам бюджета, это было больше, чем сегодня Ирану приносит нефть. На «шелковые» доходы была перевооружена армия, которую оснастили сверхсовременной по тем временам артиллерией и создали части, которые были вооружены лучше турецких янычар. Была выстроена столица державы – Исфахан (архитектурные сооружения эпохи шаха Аббаса в этом городе до сих пор поражают воображение), в Мазендеране по основным шелководческим районом было проложено 500—километровое шоссе.

Кахетия же была разорена, сады шелковицы уничтожены. Около 100 000 кахетинцев погибли в сражениях с персами, еще около 200 000 было угнано в Иран. Но кахетинцы не сдались. В неравной борьбе с шахом Аббасом пострадали не только простые кахетинцы, но и цари Кахетии. В 1605 году, по приказанию шаха Аббаса,  были убиты сторонники союза с Россией  — кахетинский царь Александр II и его наследник царевич Георгий. Их убийцу — Константина, сына Александра, воспитанного на юге Персии и принявшего магометанство, шах возвел на кахетинский престол. Желая укрепить свои претензии на престол, Константин I принуждал вдову своего брата - Кетеван Багратион-Мухранскую - выйти за него замуж, но царевна отказалась. Кахетинцы не захотели терпеть отцеубийцу Константина своим царем, и в скоре с ним расправились. В 1606 году в Бодбе состоялась коронации царя Теймураза I - сына царицы Кетеван. Шах Аббас присутствовал на церемонии и первый поздравил царя. Однако шах сомневался в лояльности Теймураза, и потребовал в заложники двух старших сыновей царя. С мальчиками в Персию добровольно отправилась их бабушка - царица Кетаван. В дальнейшем шах Аббас замучил малолетних царевичей, а царицу Кетеван в 1624 году, подверг публичным пыткам и жестокой казни за отказ принять ислам. Царица Кетеван канонизирована Грузинской Православной церковью.

В 1622 году за отказ принять ислам, по приказу шаха Аббаса, был убит царь Картли Луарсаб II, канонизированный Грузинской Православной Церковью. Теймураз I был женат на сестре Луарсаба II.

В неравной борьбе с Персией, цари Кахетии искали союзников повсюду, где только могли. В 1587 году кахетинский царь Александр II объявляет себя данником России. В 1594 году в Кахетию прибывают 12 русских иконописцев в составе посольства в Персию князя Андрея Дмитриевича Звенигородского. Царь Теймураз I тоже обращался он за помощью и к русским царям, и даже,  направил в 1625 году, римскому папе Урбану VIII послание с просьбами: первое – чтобы глава римско-католической церкви признал за Теймуразом, "добрым и благочестивым христианином", царское достоинство, и второе – чтобы на основе единоверия папа написал испанскому королю и походатайствовал о заключении между ним и Теймуразом военно-политического союза, чтобы они вместе предприняли наступление против шаха Аббаса, дабы "стереть его с лица земли".

Опасаясь помощи Теймуразу I со стороны русского царя Михаила Федоровича, шах Аббас отправляет в 1625 году в дар в Москву, ризу Иисуса Христа, ранее украденную им из собора Светицховели во Мцхета.  

В марте 1625 году шах Аббас I отправляет, для окончательного покорения Картли и Кахетии, большое войско. В числе главных военачальников, был гениальный полководец, национальный герой Грузии, Великий Моурави Тбилиси, князь Георгий Саакадзе. Шах недоверял Великому Моурави и оставил у себя заложником сына Саакадзе Паату. 25 марта 1625 г. восставшие грузины во главе с Георгием Саакадзе полностью истребили войско кызылбашей, расположившееся лагерем в Марткопской долине в Кахетии. Не дав врагу опомниться, они заняли Тбилиси. В результате блестяще спланированной и проведенной операции, персидское войско в течение первой недели теряет 70 000 человек и 7 своих лучших полководцев. Узнав об этом, шах заперся в одиночестве на 8 дней и как пишет Искандер Мунши (Мунши Искандер. Сведения о Грузии): «бунты и смуты, которые случились из-за восстания и бунта нечестивого, потерянного Моурав-Грузина, имели огромные последствия, большие страсти и огромный ущерб обрушились на народ и продолжают наносить ущерб…». В отместку за происшедшее Аббас I казнил сына Великого Моурави — Паату.

В 1658 году царь Теймураз I отправиться в Москву с просьбой о помощи против иранского шаха Аббаса II (1642-1666), который стал заселять Кахетию туркменскими племенами. Было переселено приблизительно 80 тысяч туркменов. Кахетия оказалась перед угрозой национального перерождения. В 1660 году в Кахетии произошло знаменитое Бахтрионское восстание. Принеся огромные жертвы, кахетинцы победили, Кахетия освободилась от туркмен, но все-таки в 1672 году Греми был заброшен. Кахетинский царь Арчил II вернул столицу княжества на правый берег Алазани, в Телави. В 1683 году царь Арчил II посетит Россию. Его дети остануться жить в Москве. В столице России появятся улицы Большая и Малая Грузинские. Царевна Дареджан построит храм Всех Святых в Москве (метро Сокол). Царевич Александр (будущий фельдцейхмейтер России) станет близким другом и сподвижником Петра I. Переселению семьи кахетинского царя в Москву, предшествовало посольство в 1637-1639 гг князя Федора Волконского. В составе делегации — архидиакон Арсений Суханов - личный секретарь Патриарха Русской Православной церкви Филарета.

В 1939-1940 гг Греми становится объектом археологических исследований. Археологическая экспедиция Телавского музея исследовала баню торгового района, оросительную систему. В 1963-1967 гг на территории накалакари Греми работала археологическая экспедиция Государственного музея им. Джанашия Академии наук Грузии, под руководством академиков Пармена Закарая и Левана Чилашвили. Были открыты и подробно исследованы: караван-сарай, "Кулбакеби", "Матарса", а также другие церкви, двор комплекса церкви Архангелов и его бытовые постройки. Одновременно показались, находящиеся на противоположном берегу речки Болиа, царские дворцы, павильоны для отдыха и приема иностранных послов, здания академии, обсерватории и другие сооружения.

В 2011 году правительством Грузии на территории Греми были проведены большие реставрационные работы: церковь и палата часовни были перекрыты глазурованными голубыми плитами, построен новый выставочный зал музея. Были устроены современная автостоянка, кафе, проведено ночное освещение на всей территории комплекса.

Вход платный - 5 лари для нерезидентов Грузии.

добавить в избранное
Поделиться: