< >
Организация туров и экскурсий
по Грузии, услуги размещения
Валюта
Достопримечательности

Посетить крепость Рабат можно в рамках двухдневной экскурсии из Тбилиси.

Ахалцихе – столица региона Самцхе-Джавахети (Месхети), расположенного на юге Грузии, на высоте 984 метра над уровнем моря. Население города составляет около 18500 человек. Почва в этом регионе, образовавшаяся из наносов с Триалетских гор, состоящих из пород преимущественно вулканического происхождения, и горный климат умеренной полосы представляют благоприятные условия для садоводства.

В IX веке Гварам Мамфали, сын царя Ашота I Куропалата, основал на этом месте поселение под названием Ломсия.

Куропалат - придворный византийский титул. Титулом куропалата жаловались члены императорской фамилии и высшая знать империи. В ту эпоху считалось, что есть только один царь - василевс в Константинополе, а в христианских землях правили князья, как самостоятельные правители, но занимавшие второе место в иерархии государственности. 

Исторически эти земли были географическим центром Грузии, так как южнее располагались грузинские княжества Тао и Кларджети (ныне в Турции), населенные картвельскими лазскими племенами.  Первые упоминание Ломсии в летописях, связаны с Басианской битвой (1204 год).

Через Ахалцихе проходили караванные, торговые пути, соединяющие Месхети с Аджарией, Имерети, Шида Картли и Квемо Картли, Тао и Кларджети, Арменией, Византией (позже Османской Турцией). На территории крепости были расположены: суд, арсенал, монетный двор, караван-сарай, бани, ремесленные мастерские, церкви. После захвата региона турками, появились мечеть и медресе. Вокруг крепости были три ограды с башнями и воротами. Через туннели крепость была связана с окрестностями. 

После распада единого Грузинского царства на территории современных Самцхе-Джавахетии и Аджарии, а также исторической области Тао-Кларджети (сейчас в Турции) возникло самое крупное по площади грузинское государственное образование XV—XVI вв. княжество Самцхе-Саатабаго со столицей в Ахалцихе. Завоевание княжества Самцхе-Саатабаго имело большое значение для Ирана и Oсманской империи, так как давало стратегическое преимущество и облегчало захват всей Грузии. Предвидя это, картлийские и имеретские цари всецело старались не допустить господства Турции или Ирана в Самцхе. 

Исторически, помимо грузин, город населяли представители разных народов и религиозных конфессий: евреи, армяне, греки, русские, турки, часть населения исповедовала католицизм. Сегодня в Ахалцихе есть синагога, мечеть, католический храм, православные и армянские церкви.

В центре Ахалцихе расположена городская цитадель - крепость Рабат. В 2011-2012 гг комплекс крепости, общей площадью 8 гектаров, был полностью обновлен. Вся ограда с башнями и амбразурами, цитадель, а также православная церковь IX-X  вв были восстановлены. Мечеть имени Хаджи Ахмед Паши и медресе реставрированы. В крепости на крутой скале высится замок местного княжеского рода Джакели, владетелей этих мест с XII века.

Мечеть Ахмейдие выстроена в конце XVI века из тесаного камня; толстые столбы, окружающие и поддерживающие обширное здание, скреплены широкими медными обручами, а на весьма высоком куполе, покрытом снаружи свинцовыми листами, водружены были, как символы мусульманской религии, золотые полумесяцы. Внутри здание было украшено множеством люстр, которые могли считаться образцом восточного вкуса; но стены его, кроме нескольких изречений из Корана, не имели никаких посторонних украшений. При  мечети имелась одна из богатейших библиотек мусульманского Востока.

Спереди был род небольшого алтаря, обложенного зеленой яшмой; налево – возвышенное место, поддерживаемое колоннами. Несчастная мысль поставить это возвышение стоила, по преданию, жизни самому строителю мечети. Рассказывают, что, когда храм был готов, строитель его, визирь Ахмед-паша (грузинский князь из рода Джакели), приказал устроить в нем для себя особое возвышенное место. Подобное право принадлежало, между тем, только султанам, и Константинопольский диван взглянул на это дело, как на оскорбление верховных прав падишаха. Несчастный строитель храма был признан виновным в оскорблении величества и приговорен к смертной казни через задушение. Благочестивый Ахмед-паша принял с благоговением присланный ему священный шнур и сам лишил себя жизни.

Во время штурма Ахалцихе русскими войсками в 1828 году мечеть серьезно пострадала. На ее месте был устроен православный храм в честь Успения Богоматери, поскольку штурм крепости происходил в день этого церковного праздника. Позже православный храм был разрушен. В ходе реставрационных работ в крепости 2012 году мечеть восстановили. Открытие отремонтированной крепости произошло 15 августа 2012 года. На праздничном концерте выступал Шарль Азнаур. Знаменитый шансонье дал концерт на родине своих предков - отец Азнавура является выходцем из армянской семьи, проживавшей в Ахалцихе.

Во время реставрационных работ был обновлен исторический музей Самцхе-Джавахетского региона. Здание музея построено в соответствии с современными международными музейными стандартами и представляет вниманию посетителей архелогические, этнографические и нумизматические материалы. Старинные рукописи, оружие, документы.

Крепость Рабат открыта для посещения ежедневно без выходных, кроме государственных праздников, с 10 до 18 часов. Вход 7 лари для нерезидентов Грузии. За 10 лари вы можете взять аудио-гид, в котором освещены около 60 точек, включая стенды экспозиции музея в крепости. 

Родовой замок Джаки стоял на Джакисцкали — левом притоке Куры (ныне в Турции). С конца IX в. центром владений Джакели становится Ахалцихе. Название Ахал-цихе (буквально, Новая-крепость) появилось в связи со строительством здесь новой неприступной цитадели. В царствование Тамары, князья Джакели конфликтовали с Багратионами. Однако дочь Тамары, царица Русудан, во время войны с хорезмийцами, оставила тбилисский гарнизон под командованием братьев Мемны и Боцо Джакели, а сама вместе с семьёй и двором переехала в Кутаиси. Последний представитель первой династии Джакели погиб, защищая Тбилиси от хорезмшаха Джелал ад-Дина в 1226 г.

В 1266 году князь Саргис Джакели и его самтавро Самцхе были объявлены хасинджу монгольского хана. Хасинджу - прием под личное покровительство монгольским ханом крупного феодала (или купца), взятие его феодального владения в свою собственность. В 1268 году Саргис Джакели подстигся в монахи в монастыре Сапара под именем Сабы. Монастырь Сапара, расположенный в горах, в 10 км от центра Ахалцихе, стал усыпальницей рода Джакели. Саргис, Бека а также его сыновья — Саргис II и Кваркварэ изображены на фреске собора св. Сабы. 

С 1314 по 1346 гг в Грузии правит царь Гергий Блистательный (по матери, внук Беки Джакели).  В 1316 году, прибывшему в орду царю Георгию, везир монгольского хана Чопан «дал всю Грузию и всех мтаваров Грузии, и сыновей царя Давида, и месхов, сыновей Бека»; иначе говоря, он дал право царю Георгию собрать воедино грузинские земли. В 1334 году царю подчинилось независимое самтавро Самцхе. Георгий Блистательный дарует своему дяде Саргису II Джакели титул атабека. Саргис II Джакели постоит церковь Святого Саввы в монастыре Зарзма в 30 км от Ахалцихе.

80-м гг. ХIII в. в это княжество (самтавро) входили: Хеоба (Боржомское ущелье), Самцхе, Аджара, Шавшети, Артаани, Кола, Карсская земля (по-грузински: Карули Квекана), Кларджети, Тао и Спери, то есть огромная территория на юге Грузии, примерно треть страны. Ахалцихе был столицей обширного процветающего региона.

В 1578 году Самцхе-Саатабаго было оккупировано войсками турецкого султана. Атабеки Джакели на первых порах возглавили сопротивление захватчикам, но затем перешли на их сторону и первыми из крупных грузинских феодалов приняли ислам. В Османской империи они вплоть до прихода русских в 1829 году находились на положении наследственных пашей. В 1579 г. был создан Гюрджистанский (Гюрджистан по-турецки Грузия) вилайет. В 1590 г. по мирному договору с Ираном Самцхе (с г. Ахалцихе) переходит к Турции. После переписи 1595 г. был составлен «Пространный реестр вилайета Гюрджистан», Самцхе стали именовать «Грузинской провинцией», потом Чилдырским (от озера Чилдыр) вилайет. 

Сефер-паша — из рода Джакели был увезен в Стамбул. Там он принял ислам. Вернувшись в Самцхе, убил дядю Манучара III, последнего атабека княжества Самцхе. В 1628 г. ол был назначен бейлербеем Гюрджистанского (Чилдырского, Ахалцихского) вилайета. На этом посту был до конца жизни, до 1651 г. Так было покончено с княжеством атабеков Самцхе, и место атабеков занял военно-административный чиновник султана.

Штурм Ахалцихе в ходе русско-турецкой войны 1828 года. По свидетельству историка В.Потто в его труде "Кавказская война": Русские войска под предводительством генерала Паскевича окружили Ахалцихе утром 10 августа 1828 года.  Весь город Ахалцихе был отстроен на левом берегу реки Ахалцихе-Чай, в тесном ущелье, посреди гористой и чрезвычайно пересеченной местности. С юга его ограждал высокий хребет Цхенис-Цхале, голые и неприступные утесы которого образовывали, как раз против крепости, правый нагорный берег реки, и, таким образом, доступ к Ахалцихе с той стороны был почти невозможен. С севера подходят к городу разорванные отроги Картлинских гор, которые, охватывая город с востока и запада, постепенно сливаются с высотами левого берега Ахалцихе-Чая. Только восточной стороной своей город выходил в небольшую низменную долину реки, но и эта долина не представляла осаждающим ни малейшей выгоды. Крутые утесы, на которых раскинуты были здесь крепостные линии, и скученность построек в восточной части города, где дома подымались один над другим непрерывным амфитеатром, стоили бы штурмующим громадной потери.

Таким образом, замкнувшись кругом высокими горами, столица Ахалцихского пашалыка вполне была достойна своей области и громкого имени разбойничьего гнезда, которое утвердилось за ней во всей Малой Азии. Еще внушительнее выглядел сам укрепленный город, более трех столетий не видевший в своих стенах чужеземных знамен. Турки говорили: “Прежде надо снять луну с неба, а потом уже полумесяц с ахалцихской мечети”. Собственно Ахалцихская крепость состояла из двух отделений: крутая голая скала, обнесенная каменной стеной, составляла цитадель, а несколько ниже примыкала к ней так называемая Верхняя крепость, построенная на высоком береговом утесе и обнесенная двойным рядом стен, фланкированных башнями. Сорок орудий обороняли эти стены, слежавшиеся веками в такую плотную массу, против которой бессильно было действие полевой артиллерии. В крепости помещались все казенные здания, дом паши. Нужно сказать также, что в крепости имели право жить только магометане и что поэтому она была вполне гарантирована от измены чуждого ей населения. Окружая с трех сторон крепость и непосредственно примыкая к стенам ее, раскидывался обширный город, доходивший своими крайними пределами почти до самой реки.

Главная сила Ахалцихе и заключалась не в крепости, а именно в этом самом городе с его двадцатипятитысячным населением. Ночная битва пятнадцатого августа 1828 года была одним из тех потрясающих зрелищ, которые надолго остаются в памяти самых закаленных воинов. Нужно было сохранить все присутствие духа и благоразумие, чтобы удержать хоть какой-нибудь порядок посреди страшного кровопролития во время штурма. В одной мечети сгорело до четырехсот человек защитников. В Ахалцихе был настоящий ад, способный потрясти самые железные нервы. Наступило утро 16 августа. Пожар еще местами продолжал свое разрушительное дело; Ахалцихе тлел и дымился под пеплом своих разрушенных зданий. Позиция, занятая русскими в городе и на окрестных высотах, давала возможность теперь уничтожить и крепость и цитадель сосредоточенным огнем артиллерии. Дальнейшая оборона представлялась уже немыслимой, и Киос Магомет-паша еще до восхождения солнца прислал парламентера соглашаясь сдать крепость, если гарнизон будет отпущен с оружием и имуществом. В восемь часов утра Грузинский гренадерский полк с музыкой вступил в ворота цитадели и скоро его Георгиевское знамя гордо развевалось там, где в течение двухсотпятидесятилетнего турецкого владычества ни разу не развевалось еще чужеземное знамя. Прекрасные купола главной мечети носили также ясные следы разрушения, и позолоченная луна, сорванная русской бомбой с минарета Ахмедиевой мечети, с самой высокой точки покоренного города, лежала на земле, как эмблема мусульманского владычества, ниспровергнутого здесь русским оружием. Она была приобщена к числу русских трофеев.

Знаменитая библиотека Ахалцихе, с ее драгоценными рукописями, в качестве трофея после захвата Ахалцихе, была вывезена в Петербург и поступила в фонды Императорской Публичной библиотеки. 10 из 300 манускриптов были очень редкими и тщетно разыскивались учеными любителями восточной литературы по всей Персии. Рассказывают, что когда в Ахалцихе разбирались рукописи, русский чиновник поднял с пола ядро, залетевшее в библиотеку во время бомбардирования, и спросил в шутку присутствовавшего здесь эфенди: “К какому же разряду мы отнесем вот это послание?” – “Запишите его,– сказал старик с глубоким вздохом,– в разряд памятников о превратностях здешнего мира”.

Падение Ахалцихе было народным празднеством для Грузии. Сколько веков страшное имя разбойничьего города было грозою для старого Тифлиса! И вот теперь его бунчуки, его знамена и самая луна, сорванная со знаменитой мечети,– все свидетельствовало воочию, что не грозит уже более ужасами набегов страшная крепость. Когда ахалцихские трофеи, на другой день после штурма отправленные в Тифлис, прибыли туда 23 августа и торжественно возились по городу при колокольном звоне и пушечных выстрелах со стен старого Метехского замка, великая радость овладела всем населением. В 1829 году в Адрианополе между Россией и Турцией был заключен мирный договор. По этому договору  Россия получила право свободного плавания своих судов на Черном море. Согласно договору, к России перешли города: Поти, Ахалцихе, Ахалкалаки, Аспиндза, Ацкури, Хертвиси, Абастумани."

Крепость Рабат
Крепость Рабат

Посетить крепость Рабат можно в рамках двухдневной экскурсии из Тбилиси.

Ахалцихе – столица региона Самцхе-Джавахети (Месхети), расположенного на юге Грузии, на высоте 984 метра над уровнем моря. Население города составляет около 18500 человек. Почва в этом регионе, образовавшаяся из наносов с Триалетских гор, состоящих из пород преимущественно вулканического происхождения, и горный климат умеренной полосы представляют благоприятные условия для садоводства.

В IX веке Гварам Мамфали, сын царя Ашота I Куропалата, основал на этом месте поселение под названием Ломсия.

Куропалат - придворный византийский титул. Титулом куропалата жаловались члены императорской фамилии и высшая знать империи. В ту эпоху считалось, что есть только один царь - василевс в Константинополе, а в христианских землях правили князья, как самостоятельные правители, но занимавшие второе место в иерархии государственности. 

Исторически эти земли были географическим центром Грузии, так как южнее располагались грузинские княжества Тао и Кларджети (ныне в Турции), населенные картвельскими лазскими племенами.  Первые упоминание Ломсии в летописях, связаны с Басианской битвой (1204 год).

Через Ахалцихе проходили караванные, торговые пути, соединяющие Месхети с Аджарией, Имерети, Шида Картли и Квемо Картли, Тао и Кларджети, Арменией, Византией (позже Османской Турцией). На территории крепости были расположены: суд, арсенал, монетный двор, караван-сарай, бани, ремесленные мастерские, церкви. После захвата региона турками, появились мечеть и медресе. Вокруг крепости были три ограды с башнями и воротами. Через туннели крепость была связана с окрестностями. 

После распада единого Грузинского царства на территории современных Самцхе-Джавахетии и Аджарии, а также исторической области Тао-Кларджети (сейчас в Турции) возникло самое крупное по площади грузинское государственное образование XV—XVI вв. княжество Самцхе-Саатабаго со столицей в Ахалцихе. Завоевание княжества Самцхе-Саатабаго имело большое значение для Ирана и Oсманской империи, так как давало стратегическое преимущество и облегчало захват всей Грузии. Предвидя это, картлийские и имеретские цари всецело старались не допустить господства Турции или Ирана в Самцхе. 

Исторически, помимо грузин, город населяли представители разных народов и религиозных конфессий: евреи, армяне, греки, русские, турки, часть населения исповедовала католицизм. Сегодня в Ахалцихе есть синагога, мечеть, католический храм, православные и армянские церкви.

В центре Ахалцихе расположена городская цитадель - крепость Рабат. В 2011-2012 гг комплекс крепости, общей площадью 8 гектаров, был полностью обновлен. Вся ограда с башнями и амбразурами, цитадель, а также православная церковь IX-X  вв были восстановлены. Мечеть имени Хаджи Ахмед Паши и медресе реставрированы. В крепости на крутой скале высится замок местного княжеского рода Джакели, владетелей этих мест с XII века.

Мечеть Ахмейдие выстроена в конце XVI века из тесаного камня; толстые столбы, окружающие и поддерживающие обширное здание, скреплены широкими медными обручами, а на весьма высоком куполе, покрытом снаружи свинцовыми листами, водружены были, как символы мусульманской религии, золотые полумесяцы. Внутри здание было украшено множеством люстр, которые могли считаться образцом восточного вкуса; но стены его, кроме нескольких изречений из Корана, не имели никаких посторонних украшений. При  мечети имелась одна из богатейших библиотек мусульманского Востока.

Спереди был род небольшого алтаря, обложенного зеленой яшмой; налево – возвышенное место, поддерживаемое колоннами. Несчастная мысль поставить это возвышение стоила, по преданию, жизни самому строителю мечети. Рассказывают, что, когда храм был готов, строитель его, визирь Ахмед-паша (грузинский князь из рода Джакели), приказал устроить в нем для себя особое возвышенное место. Подобное право принадлежало, между тем, только султанам, и Константинопольский диван взглянул на это дело, как на оскорбление верховных прав падишаха. Несчастный строитель храма был признан виновным в оскорблении величества и приговорен к смертной казни через задушение. Благочестивый Ахмед-паша принял с благоговением присланный ему священный шнур и сам лишил себя жизни.

Во время штурма Ахалцихе русскими войсками в 1828 году мечеть серьезно пострадала. На ее месте был устроен православный храм в честь Успения Богоматери, поскольку штурм крепости происходил в день этого церковного праздника. Позже православный храм был разрушен. В ходе реставрационных работ в крепости 2012 году мечеть восстановили. Открытие отремонтированной крепости произошло 15 августа 2012 года. На праздничном концерте выступал Шарль Азнаур. Знаменитый шансонье дал концерт на родине своих предков - отец Азнавура является выходцем из армянской семьи, проживавшей в Ахалцихе.

Во время реставрационных работ был обновлен исторический музей Самцхе-Джавахетского региона. Здание музея построено в соответствии с современными международными музейными стандартами и представляет вниманию посетителей архелогические, этнографические и нумизматические материалы. Старинные рукописи, оружие, документы.

Крепость Рабат открыта для посещения ежедневно без выходных, кроме государственных праздников, с 10 до 18 часов. Вход 7 лари для нерезидентов Грузии. За 10 лари вы можете взять аудио-гид, в котором освещены около 60 точек, включая стенды экспозиции музея в крепости. 

Родовой замок Джаки стоял на Джакисцкали — левом притоке Куры (ныне в Турции). С конца IX в. центром владений Джакели становится Ахалцихе. Название Ахал-цихе (буквально, Новая-крепость) появилось в связи со строительством здесь новой неприступной цитадели. В царствование Тамары, князья Джакели конфликтовали с Багратионами. Однако дочь Тамары, царица Русудан, во время войны с хорезмийцами, оставила тбилисский гарнизон под командованием братьев Мемны и Боцо Джакели, а сама вместе с семьёй и двором переехала в Кутаиси. Последний представитель первой династии Джакели погиб, защищая Тбилиси от хорезмшаха Джелал ад-Дина в 1226 г.

В 1266 году князь Саргис Джакели и его самтавро Самцхе были объявлены хасинджу монгольского хана. Хасинджу - прием под личное покровительство монгольским ханом крупного феодала (или купца), взятие его феодального владения в свою собственность. В 1268 году Саргис Джакели подстигся в монахи в монастыре Сапара под именем Сабы. Монастырь Сапара, расположенный в горах, в 10 км от центра Ахалцихе, стал усыпальницей рода Джакели. Саргис, Бека а также его сыновья — Саргис II и Кваркварэ изображены на фреске собора св. Сабы. 

С 1314 по 1346 гг в Грузии правит царь Гергий Блистательный (по матери, внук Беки Джакели).  В 1316 году, прибывшему в орду царю Георгию, везир монгольского хана Чопан «дал всю Грузию и всех мтаваров Грузии, и сыновей царя Давида, и месхов, сыновей Бека»; иначе говоря, он дал право царю Георгию собрать воедино грузинские земли. В 1334 году царю подчинилось независимое самтавро Самцхе. Георгий Блистательный дарует своему дяде Саргису II Джакели титул атабека. Саргис II Джакели постоит церковь Святого Саввы в монастыре Зарзма в 30 км от Ахалцихе.

80-м гг. ХIII в. в это княжество (самтавро) входили: Хеоба (Боржомское ущелье), Самцхе, Аджара, Шавшети, Артаани, Кола, Карсская земля (по-грузински: Карули Квекана), Кларджети, Тао и Спери, то есть огромная территория на юге Грузии, примерно треть страны. Ахалцихе был столицей обширного процветающего региона.

В 1578 году Самцхе-Саатабаго было оккупировано войсками турецкого султана. Атабеки Джакели на первых порах возглавили сопротивление захватчикам, но затем перешли на их сторону и первыми из крупных грузинских феодалов приняли ислам. В Османской империи они вплоть до прихода русских в 1829 году находились на положении наследственных пашей. В 1579 г. был создан Гюрджистанский (Гюрджистан по-турецки Грузия) вилайет. В 1590 г. по мирному договору с Ираном Самцхе (с г. Ахалцихе) переходит к Турции. После переписи 1595 г. был составлен «Пространный реестр вилайета Гюрджистан», Самцхе стали именовать «Грузинской провинцией», потом Чилдырским (от озера Чилдыр) вилайет. 

Сефер-паша — из рода Джакели был увезен в Стамбул. Там он принял ислам. Вернувшись в Самцхе, убил дядю Манучара III, последнего атабека княжества Самцхе. В 1628 г. ол был назначен бейлербеем Гюрджистанского (Чилдырского, Ахалцихского) вилайета. На этом посту был до конца жизни, до 1651 г. Так было покончено с княжеством атабеков Самцхе, и место атабеков занял военно-административный чиновник султана.

Штурм Ахалцихе в ходе русско-турецкой войны 1828 года. По свидетельству историка В.Потто в его труде "Кавказская война": Русские войска под предводительством генерала Паскевича окружили Ахалцихе утром 10 августа 1828 года.  Весь город Ахалцихе был отстроен на левом берегу реки Ахалцихе-Чай, в тесном ущелье, посреди гористой и чрезвычайно пересеченной местности. С юга его ограждал высокий хребет Цхенис-Цхале, голые и неприступные утесы которого образовывали, как раз против крепости, правый нагорный берег реки, и, таким образом, доступ к Ахалцихе с той стороны был почти невозможен. С севера подходят к городу разорванные отроги Картлинских гор, которые, охватывая город с востока и запада, постепенно сливаются с высотами левого берега Ахалцихе-Чая. Только восточной стороной своей город выходил в небольшую низменную долину реки, но и эта долина не представляла осаждающим ни малейшей выгоды. Крутые утесы, на которых раскинуты были здесь крепостные линии, и скученность построек в восточной части города, где дома подымались один над другим непрерывным амфитеатром, стоили бы штурмующим громадной потери.

Таким образом, замкнувшись кругом высокими горами, столица Ахалцихского пашалыка вполне была достойна своей области и громкого имени разбойничьего гнезда, которое утвердилось за ней во всей Малой Азии. Еще внушительнее выглядел сам укрепленный город, более трех столетий не видевший в своих стенах чужеземных знамен. Турки говорили: “Прежде надо снять луну с неба, а потом уже полумесяц с ахалцихской мечети”. Собственно Ахалцихская крепость состояла из двух отделений: крутая голая скала, обнесенная каменной стеной, составляла цитадель, а несколько ниже примыкала к ней так называемая Верхняя крепость, построенная на высоком береговом утесе и обнесенная двойным рядом стен, фланкированных башнями. Сорок орудий обороняли эти стены, слежавшиеся веками в такую плотную массу, против которой бессильно было действие полевой артиллерии. В крепости помещались все казенные здания, дом паши. Нужно сказать также, что в крепости имели право жить только магометане и что поэтому она была вполне гарантирована от измены чуждого ей населения. Окружая с трех сторон крепость и непосредственно примыкая к стенам ее, раскидывался обширный город, доходивший своими крайними пределами почти до самой реки.

Главная сила Ахалцихе и заключалась не в крепости, а именно в этом самом городе с его двадцатипятитысячным населением. Ночная битва пятнадцатого августа 1828 года была одним из тех потрясающих зрелищ, которые надолго остаются в памяти самых закаленных воинов. Нужно было сохранить все присутствие духа и благоразумие, чтобы удержать хоть какой-нибудь порядок посреди страшного кровопролития во время штурма. В одной мечети сгорело до четырехсот человек защитников. В Ахалцихе был настоящий ад, способный потрясти самые железные нервы. Наступило утро 16 августа. Пожар еще местами продолжал свое разрушительное дело; Ахалцихе тлел и дымился под пеплом своих разрушенных зданий. Позиция, занятая русскими в городе и на окрестных высотах, давала возможность теперь уничтожить и крепость и цитадель сосредоточенным огнем артиллерии. Дальнейшая оборона представлялась уже немыслимой, и Киос Магомет-паша еще до восхождения солнца прислал парламентера соглашаясь сдать крепость, если гарнизон будет отпущен с оружием и имуществом. В восемь часов утра Грузинский гренадерский полк с музыкой вступил в ворота цитадели и скоро его Георгиевское знамя гордо развевалось там, где в течение двухсотпятидесятилетнего турецкого владычества ни разу не развевалось еще чужеземное знамя. Прекрасные купола главной мечети носили также ясные следы разрушения, и позолоченная луна, сорванная русской бомбой с минарета Ахмедиевой мечети, с самой высокой точки покоренного города, лежала на земле, как эмблема мусульманского владычества, ниспровергнутого здесь русским оружием. Она была приобщена к числу русских трофеев.

Знаменитая библиотека Ахалцихе, с ее драгоценными рукописями, в качестве трофея после захвата Ахалцихе, была вывезена в Петербург и поступила в фонды Императорской Публичной библиотеки. 10 из 300 манускриптов были очень редкими и тщетно разыскивались учеными любителями восточной литературы по всей Персии. Рассказывают, что когда в Ахалцихе разбирались рукописи, русский чиновник поднял с пола ядро, залетевшее в библиотеку во время бомбардирования, и спросил в шутку присутствовавшего здесь эфенди: “К какому же разряду мы отнесем вот это послание?” – “Запишите его,– сказал старик с глубоким вздохом,– в разряд памятников о превратностях здешнего мира”.

Падение Ахалцихе было народным празднеством для Грузии. Сколько веков страшное имя разбойничьего города было грозою для старого Тифлиса! И вот теперь его бунчуки, его знамена и самая луна, сорванная со знаменитой мечети,– все свидетельствовало воочию, что не грозит уже более ужасами набегов страшная крепость. Когда ахалцихские трофеи, на другой день после штурма отправленные в Тифлис, прибыли туда 23 августа и торжественно возились по городу при колокольном звоне и пушечных выстрелах со стен старого Метехского замка, великая радость овладела всем населением. В 1829 году в Адрианополе между Россией и Турцией был заключен мирный договор. По этому договору  Россия получила право свободного плавания своих судов на Черном море. Согласно договору, к России перешли города: Поти, Ахалцихе, Ахалкалаки, Аспиндза, Ацкури, Хертвиси, Абастумани."

добавить в избранное
Поделиться: