< >
Организация туров и экскурсий
по Грузии, услуги размещения
Валюта
Достопримечательности

В окрестностях городка Чиатура, находится одно из наиболее живописных ущелий в Верхней Имеретии. Небольшая речушка Джручула берет начало в заоблачных хребтах Рачи, и протекает через испещренный множеством неолитических пещер каньон. Здесь в селе Кацхи, совсем рядом, с ныне широко известным, Кацхим столпом, находится Собор Рождества Христова. И очень важно не путать эти два сооружения.

Храм в Кацхи построен, судя по строительной надписи не позднее 1014 гг. Храм такого архитектурного типа в Грузии имеется только в крепости Бочорма, икона Христа и большой крест из этого храма представлены в экспозиции Музея искусств в Тбилиси, но интересен храм прежде всего своей историей!

Древняя провинция Аргвети, расположенная на востоке от Кутаиси, между Лихским хребтом и рекой Риони, является родовым доменом средневекового княжеского (царского) рода Багваши. Храм в Кацхи построен как родовая усыпальница этой фамилии. На стенах главного входа изображены лев и престарелый ангел - фигуры родового герба Багваши. Именно здесь похоронен, скончавшийся в Афонском монастыре Византии в 1064г, один из самых знатных и могущественных феодалов в истории Грузии Липарит IV Багваши.

В период правления царя Давида I (876—881), Багваши воспользовались слабостью царской власти и захватили область Триалети, где построили неприступный Клдекарский замок (Скальные врата) на гребне Триалетского хребта в окрестностях города Цалка. В период с IX по XI вв. владения Багваши простирались от Триалети и Манглиси, Боржоми и Цалки до Дманиси и Болниси. В 1028 году Клдекари выдержал осаду византийский войск. В период трехлетнего регентства Багваши при малолетнем царевиче Георгии, пока царь Баграте IV был в Византии, в Клдекари была царская резиденция, чуть позже резиденция правителя всей Южной Грузии. Согласно летописям, в XI веке Багваши контролировали Душети, Пасанаури и земли мохевов (Казбекскую область), что обеспечивало им связь, а возможно, и союзничество с горцами Северного Кавказа – осетинами и чеченцами.

Именно в Клдекари привел Липарит Багваши своих союзников-викингов Ингвара, после Сурамской битвы 1046 года с войсками царя Баграта IV. Ингвар вскоре пал в битве и его «с почестями похоронили у стен недавно построенного большого собора в Кутаиси» (храм Баграта).

Многовековая вражда Багратионов и Багваши завершилась в правление Давида IV Строителя. В 1103 г., когда умер последний прямой представитель рода Багваши, Давид IV забрал владения Багваши в царский домен. Клдекарский замок был разрушен, сейчас там только руины. Хотя во время знаменитой Дидгорской битвы 1121 года, там наверняка собирались войска.

В 1106г., когда началось строительство знаменитой Гелатской академии в Кутаиси, Давид IV передал земли Багваши в Аргвети Гелати, с целью финансирования строительства. Гелати стала родовой усыпальницей Багратионов, а церковь в Кацхи пришла в упадок.

Кацхская церковь обнесена пятигранной оградой. У церкви имеется древняя колокольня, которая одновременно является вратами храма.

Внутреннее пространство собора – залитое светом, как бы вращается вокруг устремленного вверх купольного кристалла.

Корпус строения состоит из трех уровней: выступающий от основания корпуса вход, основной корпус и барабан купола. Храм необычен для Грузии, поскольку является редким типом восьмиапсидного храма. В плане он почти круглый и имеет 8 апсид: 4 по сторонам света и 4 промежуточных. С западной стороны пристроена галерея, в которую есть выходы из северной, западной и южной апсид.

Покинутый и разоренный храм восстановил в XVI веке его новый владелец Абуласар Амиреджиби. В XVII-XVIII веках Кацхская церковь являлась собственностью рода Абашидзе, а с 50-х годов XVIII века перешла во владение царской власти. Храм был весь украшен резными орнаментами, но в 1854 году, после того, как экзархат русской церкви провел здесь реставрационные работы, орнаменты были сняты, а фрески – закрашены. В верхней части каждого входа в храм расположены барельефы (в основном, с изображениями льва). На всех барельефах церкви имеются надписи на древнегрузинском алфавите – асомтаврули. Большинство надписей с символическими сокращениями.

В юго-восточном конце галереи сохранились остатки росписи XIV-XV веков.

Кацхи собор Рождества Христова
Кацхи собор Рождества Христова

В окрестностях городка Чиатура, находится одно из наиболее живописных ущелий в Верхней Имеретии. Небольшая речушка Джручула берет начало в заоблачных хребтах Рачи, и протекает через испещренный множеством неолитических пещер каньон. Здесь в селе Кацхи, совсем рядом, с ныне широко известным, Кацхим столпом, находится Собор Рождества Христова. И очень важно не путать эти два сооружения.

Храм в Кацхи построен, судя по строительной надписи не позднее 1014 гг. Храм такого архитектурного типа в Грузии имеется только в крепости Бочорма, икона Христа и большой крест из этого храма представлены в экспозиции Музея искусств в Тбилиси, но интересен храм прежде всего своей историей!

Древняя провинция Аргвети, расположенная на востоке от Кутаиси, между Лихским хребтом и рекой Риони, является родовым доменом средневекового княжеского (царского) рода Багваши. Храм в Кацхи построен как родовая усыпальница этой фамилии. На стенах главного входа изображены лев и престарелый ангел - фигуры родового герба Багваши. Именно здесь похоронен, скончавшийся в Афонском монастыре Византии в 1064г, один из самых знатных и могущественных феодалов в истории Грузии Липарит IV Багваши.

В период правления царя Давида I (876—881), Багваши воспользовались слабостью царской власти и захватили область Триалети, где построили неприступный Клдекарский замок (Скальные врата) на гребне Триалетского хребта в окрестностях города Цалка. В период с IX по XI вв. владения Багваши простирались от Триалети и Манглиси, Боржоми и Цалки до Дманиси и Болниси. В 1028 году Клдекари выдержал осаду византийский войск. В период трехлетнего регентства Багваши при малолетнем царевиче Георгии, пока царь Баграте IV был в Византии, в Клдекари была царская резиденция, чуть позже резиденция правителя всей Южной Грузии. Согласно летописям, в XI веке Багваши контролировали Душети, Пасанаури и земли мохевов (Казбекскую область), что обеспечивало им связь, а возможно, и союзничество с горцами Северного Кавказа – осетинами и чеченцами.

Именно в Клдекари привел Липарит Багваши своих союзников-викингов Ингвара, после Сурамской битвы 1046 года с войсками царя Баграта IV. Ингвар вскоре пал в битве и его «с почестями похоронили у стен недавно построенного большого собора в Кутаиси» (храм Баграта).

Многовековая вражда Багратионов и Багваши завершилась в правление Давида IV Строителя. В 1103 г., когда умер последний прямой представитель рода Багваши, Давид IV забрал владения Багваши в царский домен. Клдекарский замок был разрушен, сейчас там только руины. Хотя во время знаменитой Дидгорской битвы 1121 года, там наверняка собирались войска.

В 1106г., когда началось строительство знаменитой Гелатской академии в Кутаиси, Давид IV передал земли Багваши в Аргвети Гелати, с целью финансирования строительства. Гелати стала родовой усыпальницей Багратионов, а церковь в Кацхи пришла в упадок.

Кацхская церковь обнесена пятигранной оградой. У церкви имеется древняя колокольня, которая одновременно является вратами храма.

Внутреннее пространство собора – залитое светом, как бы вращается вокруг устремленного вверх купольного кристалла.

Корпус строения состоит из трех уровней: выступающий от основания корпуса вход, основной корпус и барабан купола. Храм необычен для Грузии, поскольку является редким типом восьмиапсидного храма. В плане он почти круглый и имеет 8 апсид: 4 по сторонам света и 4 промежуточных. С западной стороны пристроена галерея, в которую есть выходы из северной, западной и южной апсид.

Покинутый и разоренный храм восстановил в XVI веке его новый владелец Абуласар Амиреджиби. В XVII-XVIII веках Кацхская церковь являлась собственностью рода Абашидзе, а с 50-х годов XVIII века перешла во владение царской власти. Храм был весь украшен резными орнаментами, но в 1854 году, после того, как экзархат русской церкви провел здесь реставрационные работы, орнаменты были сняты, а фрески – закрашены. В верхней части каждого входа в храм расположены барельефы (в основном, с изображениями льва). На всех барельефах церкви имеются надписи на древнегрузинском алфавите – асомтаврули. Большинство надписей с символическими сокращениями.

В юго-восточном конце галереи сохранились остатки росписи XIV-XV веков.

добавить в избранное
Поделиться: