< >
Организация туров и экскурсий
по Грузии, услуги размещения
Валюта
Достопримечательности

Давид Гареджи - комплекс пещерных монастырей в 60 км к юго-востоку от Тбилиси. Расположен на территории площадью около 130 квадратных километров. С XIII века эту местность называют «страной Гареджа». Древнейшие монастыри основаны в первой половине VI  в.: Лавра Давида, монастырь Додос рка (Ветвь Додо), основанный святым Додо с церковью во имя Богоматери, и монастырь Натлис-Мцемели (Крестителя) с церковью в честь Иоанна Предтечи, основанный учеником Давида Лукианом. Натлис-Мцемели расположен в 10 км от Лавры и добраться туда можно только на джипе или пешком. В Лавре расположен храм Преображения, где похоронены святые отцы-основатели монастыря: Давида Гареджийский, Лукиан и Додо.

Посетить Давид Гареджа можно в ходе однодневной экскурсии "По святым местам Кахетии".

В X—XIII вв. образовались другие монастыри: на гребне горы над Лаврой монастырь «Удабно» (пустыня), в 2 км от Лавры монастырь «Бертубани» (местность монахов) (сейчас на территории Азербайджана) и монастырь «Цамебули» (мученик). Во многих церквах и трапезных сохраниись фрески VIII-XIV вв. с портретами исторических лиц. В росписях  представлены сюжеты: «Гостеприимство Авраама», «Тайная вечеря», «Чудо умножения хлебов».

Пещерный комплекс простирается на 25 километров вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа.  Монастырский комплекс Давид-Гареджи по своим, грандиозным, масштабам и по историческому и художественному значению занимает особое место среди памятников материальной культуры Грузии феодальной эпохи. Как выдающийся образе, строительного искусства, отличающийся также высоким художественным уровнем росписей, он и сейчас приводит в восхищение посетителей. В монастырях Давид-Гареджи в большом количестве имеются надписи на грузинском языке, а также до 20  надписей на армянском, 8 на греческом и 21 восточная (арабским письмом). Кроме того, здесь была обнаружена уникальная в своем роде тетралингва — четырехъязычная надпись — на грузинском, армянском, греческом и арабском.

В XI-XIII веках расширилась и благоустроилась Лавра Давида, воздвигнутая на склонах небольшого ущелья. В монастыре, где впервые обосновался Давид, был устроен террасный двор, построены новые кельи, трапезная и церковь. Вскоре соорудили бассейн, каналы и резервуары. С XIII века монастыри Гареджи подчиняются царскому двору. Высеченные в скале помещения, малая церковь и трапезная (ныне в верхней части юж. крыла лавры) считаются принадлежавшими обители святого Илариона Грузинского, настоятеля Лавры в IX веке. В метафрастической редакции Жития прп. Давида указано, что Иларион Грузинский «в бытность свою в Гареджи создал... раку... в которой ныне покоятся честные мощи святого отца Давида, где снаружи, вдоль святого алтаря, находится могила святого Лукиана» (ПДГАЛ. Т. 3. С. 197). При Святом Иларионе увеличилась территория Лавры, на востоке и западе от монастыря были основаны новые обители.

Нашествие монголов под предводительством Берке-хана в 1265 г. привело к разорению и опустошению монастыря и окрестностей.

В первой половине XIV в., в царствование Георгия V Блистательного (1314-1346), Гареджийское многогорье все еще представляло собой сильное в политическом и экономическом отношении объединение. Архимандриты Гареджа принимали участие в ведении царского совета и в управлении церковными делами страны.

На грани XIV-XV веков Тамерлан подверг Грузию огню и мечу. Разорение страны, естественно, отразилось и на монастырях Давид-Гареджи. Еще более экономически ослабленные они теряют свое культурное значение.

В 1424 г. Александр I Великий передал монастыри Гареджи Грузинской Патриархии (Мцхетскому патриаршему престолу). После распада страны на отдельные царства и княжества забота о Гареджи перешла к царям Кахетии. К этому периоду относится предпринятое царем кахов Александром II (1574-1605) строительство в верхнем дворике Лавры высокой башни, представлявшей собой один из наиболее интересных образцов грузинского зодчества.

В 1616 г. войско персидского шаха Аббаса I разорило монастыри и истребило братию. Все монахи были перебиты на Пасху. 

С конца XVII века кахетинский царь Теймураз, а затем Арчил пытаются восстановить Давид-гареджийский комплекс. Его возрождение фактически начинается с 1690 года, когда настоятелем в Гареджи был назначен Онуфрий Мачутадзе. За время его плодотворной сорокалетней деятельности были восстановлены старые права монастыря, возвращены принадлежавшие ему земли, для защиты от врагов были возведены крепостные ограды, сооружены вход и трапезные.

Интересно, что в Давид-Гареджи хранилась величайшая святыня – камень благодати, принесённый отцом Давидом из паломничества в Иерусалим. Дойдя до Иерусалима, святой Давид испытал такой трепет, что не решился войти в город, а только взял 3 камня и пошёл назад. Той же ночью Патриарху Иерусалима Илии II (494-516) был сон, из которого следовало, что некто забрал всю духовную силу Иерусалима. Солдаты догнали Давида и забрали у него 2 камня. А третий он принёс в Грузию. Когда преподобный возвратился в пустынь и положил там камень, от него стали являться чудеса: с верой лобызая его, многие немощные и страждущие исцелялись. Монахи Гареджи много веков сохраняли Камень благодати под спудом возле могилы Давида. И сейчас этот камень, треть духовной мощи Иерусалима хранился в Патриархии, сейчас в кафедральном соборе Самеба и привозится в Давид-Гареджи только на различные церемонии. По преданию троекратная молитва возле камня приравнивалась к паломничеству в Иерусалим.

18 июля 1851 г., во время нашествия лезгин, Лавра прп. Давида была разорена, но Преображенская церковь, где находилась могила прп. Давида, которую нападавшие так и не нашли, уцелела. 1 октября 1857 г. могила прп. Давида все же была обнаружена и вместе с другими сокровищами монастыря лезгины унесли и Камень благодати. Во время дележа награбленного Камень благодати, назначение которого они не знали, спрятали на чердаке одного из домов. За святыней следил взятый в плен иеромонах Митрофан (Нацвлишвили). Спустя год он был освобожден из плена, тайно вынес Камень благодати и вернул его в Лавру. В 1923 г. вместе с другими святынями камень был перевезен в Тифлис и помещен в сокровищницу Гос. музея искусств Грузии. В 1990 г. его передали ГПЦ. В настоящее время Камень благодати Давида Гареджийского хранится в алтаре патриаршего кафедрального собора Самеба (Св. Троицы) в Тбилиси.

В 2000 г. по благословению католикоса-патриарха всей Грузии Илии II в церкви Преображения Господня в Лавре прп. Давида была отреставрирована могила прп. Давида Гареджийского. В могильной плите сделали небольшое отверстие, куда поместили копию Камня благодати. Несмотря на неоднократное обновление могилы, мощи отца Давида сохранились практически не тронутыми, в первоначальном положении захоронения, были зафиксированы и остатки превратившейся в землю черной ткани. 11 июня 2000 г. сразу же после вскрытия могилы Давида, Католикос-Патриарх Илия II отслужил молебен преподобному. Из могилы была взята частица мощей (хранится в Грузинской Патриархии), мощи были обложены иерусалимской землей и орошены благовониями, сверху поместили чашу с изображением Рождества Христова и покров и засыпали очищенной землей из могилы. Работы были завершены осенью 2000 г., рака Давида была облицована болнисским туфом, на нее возложена плита, украшенная изображениями оленя и жезла, надписью и орнаментом, имеющая небольшое углубление, в котором покоится аналог Камня благодати. Часть обнаруженного в раке вещественного материала (фрагменты керамики, дерева, стекла и металла) перенесли в Тбилиси в Музей искусств.

Место захоронения Святого Лукиана не выявлено. Летом 2000 г. после расчистки могилы Давида Гареджийского было решено вскрыть пол между его ракой и современным амвоном Преображенской церкви, однако никаких следов захоронения обнаружено не было. В августе 2002 г. по благословению Католикоса Патриарха Илии II было решено вскрыть вторую раку Преображенской церкви: в юго-западном углу было обнаружено высеченное в полу небольшое (70×30×35 см) углубление с мощами святого. Поздняя датировка раки, а также исторические свидетельства позволяют предполагать, что здесь покоятся мощи св. Додо, 16 марта 1880 г. перенесенные в лавру по инициативе Сабинина из опустевшего монастыря св. Додо.

В XVIII веке в результате частых нападений на монастыри и их разорения, а начиная с XIX века в связи с появлением в городах Грузии духовных и светских школ интерес к Давид-Гареджи постепенно спадает. Во второй половине XIX века монастыри опустели.

В монастыре Гареджийской пустыни пожелал похоронить тело своей жены, урожденной княжны Кетеван Андроникашвили наследник престола Грузии, царевич Георгий. Был июнь 1782 года; печальная весть пронеслась по целой Грузии, и народ со всех сторон начал стекаться на погребение любимой царевны. Три митрополита со своими знаменами и хоругвями встретили усопшую на самой границе Гареджийской лавры. Тогда-то, говорят, царь Ираклий II, в порыве печали, произнес над гробом усопшей невестки пророческое слово: "Вот когда погиб дом мой!" Еще будучи невестой принца, Кетеван, следуя в Картли в сопровождении трехсот кахетинских всадников, имела значительную стычку в Гартискарских теснинах с сильной лезгинской партией. Неустрашимая девушка сама начальствовала тогда отрядом и разбила лезгин, трижды укреплявшихся. Когда после того она прибыла в Тифлис, Ираклий II принял невесту сына с большим торжеством, пушечной пальбой и иллюминацией. Кетеван было тогда всего 14 лет! Царица Кетеван умерла при родах девятого ребенка - царевича Теймураза. Ее муж уже на 40 день после ее смерти обручился с Мариам Цицишвили.... Из-за негласного траура по умершей царице даже не устроили царскую свадьбу.

Монастырь Давид Гареджи
Монастырь Давид Гареджи

Давид Гареджи - комплекс пещерных монастырей в 60 км к юго-востоку от Тбилиси. Расположен на территории площадью около 130 квадратных километров. С XIII века эту местность называют «страной Гареджа». Древнейшие монастыри основаны в первой половине VI  в.: Лавра Давида, монастырь Додос рка (Ветвь Додо), основанный святым Додо с церковью во имя Богоматери, и монастырь Натлис-Мцемели (Крестителя) с церковью в честь Иоанна Предтечи, основанный учеником Давида Лукианом. Натлис-Мцемели расположен в 10 км от Лавры и добраться туда можно только на джипе или пешком. В Лавре расположен храм Преображения, где похоронены святые отцы-основатели монастыря: Давида Гареджийский, Лукиан и Додо.

Посетить Давид Гареджа можно в ходе однодневной экскурсии "По святым местам Кахетии".

В X—XIII вв. образовались другие монастыри: на гребне горы над Лаврой монастырь «Удабно» (пустыня), в 2 км от Лавры монастырь «Бертубани» (местность монахов) (сейчас на территории Азербайджана) и монастырь «Цамебули» (мученик). Во многих церквах и трапезных сохраниись фрески VIII-XIV вв. с портретами исторических лиц. В росписях  представлены сюжеты: «Гостеприимство Авраама», «Тайная вечеря», «Чудо умножения хлебов».

Пещерный комплекс простирается на 25 километров вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа.  Монастырский комплекс Давид-Гареджи по своим, грандиозным, масштабам и по историческому и художественному значению занимает особое место среди памятников материальной культуры Грузии феодальной эпохи. Как выдающийся образе, строительного искусства, отличающийся также высоким художественным уровнем росписей, он и сейчас приводит в восхищение посетителей. В монастырях Давид-Гареджи в большом количестве имеются надписи на грузинском языке, а также до 20  надписей на армянском, 8 на греческом и 21 восточная (арабским письмом). Кроме того, здесь была обнаружена уникальная в своем роде тетралингва — четырехъязычная надпись — на грузинском, армянском, греческом и арабском.

В XI-XIII веках расширилась и благоустроилась Лавра Давида, воздвигнутая на склонах небольшого ущелья. В монастыре, где впервые обосновался Давид, был устроен террасный двор, построены новые кельи, трапезная и церковь. Вскоре соорудили бассейн, каналы и резервуары. С XIII века монастыри Гареджи подчиняются царскому двору. Высеченные в скале помещения, малая церковь и трапезная (ныне в верхней части юж. крыла лавры) считаются принадлежавшими обители святого Илариона Грузинского, настоятеля Лавры в IX веке. В метафрастической редакции Жития прп. Давида указано, что Иларион Грузинский «в бытность свою в Гареджи создал... раку... в которой ныне покоятся честные мощи святого отца Давида, где снаружи, вдоль святого алтаря, находится могила святого Лукиана» (ПДГАЛ. Т. 3. С. 197). При Святом Иларионе увеличилась территория Лавры, на востоке и западе от монастыря были основаны новые обители.

Нашествие монголов под предводительством Берке-хана в 1265 г. привело к разорению и опустошению монастыря и окрестностей.

В первой половине XIV в., в царствование Георгия V Блистательного (1314-1346), Гареджийское многогорье все еще представляло собой сильное в политическом и экономическом отношении объединение. Архимандриты Гареджа принимали участие в ведении царского совета и в управлении церковными делами страны.

На грани XIV-XV веков Тамерлан подверг Грузию огню и мечу. Разорение страны, естественно, отразилось и на монастырях Давид-Гареджи. Еще более экономически ослабленные они теряют свое культурное значение.

В 1424 г. Александр I Великий передал монастыри Гареджи Грузинской Патриархии (Мцхетскому патриаршему престолу). После распада страны на отдельные царства и княжества забота о Гареджи перешла к царям Кахетии. К этому периоду относится предпринятое царем кахов Александром II (1574-1605) строительство в верхнем дворике Лавры высокой башни, представлявшей собой один из наиболее интересных образцов грузинского зодчества.

В 1616 г. войско персидского шаха Аббаса I разорило монастыри и истребило братию. Все монахи были перебиты на Пасху. 

С конца XVII века кахетинский царь Теймураз, а затем Арчил пытаются восстановить Давид-гареджийский комплекс. Его возрождение фактически начинается с 1690 года, когда настоятелем в Гареджи был назначен Онуфрий Мачутадзе. За время его плодотворной сорокалетней деятельности были восстановлены старые права монастыря, возвращены принадлежавшие ему земли, для защиты от врагов были возведены крепостные ограды, сооружены вход и трапезные.

Интересно, что в Давид-Гареджи хранилась величайшая святыня – камень благодати, принесённый отцом Давидом из паломничества в Иерусалим. Дойдя до Иерусалима, святой Давид испытал такой трепет, что не решился войти в город, а только взял 3 камня и пошёл назад. Той же ночью Патриарху Иерусалима Илии II (494-516) был сон, из которого следовало, что некто забрал всю духовную силу Иерусалима. Солдаты догнали Давида и забрали у него 2 камня. А третий он принёс в Грузию. Когда преподобный возвратился в пустынь и положил там камень, от него стали являться чудеса: с верой лобызая его, многие немощные и страждущие исцелялись. Монахи Гареджи много веков сохраняли Камень благодати под спудом возле могилы Давида. И сейчас этот камень, треть духовной мощи Иерусалима хранился в Патриархии, сейчас в кафедральном соборе Самеба и привозится в Давид-Гареджи только на различные церемонии. По преданию троекратная молитва возле камня приравнивалась к паломничеству в Иерусалим.

18 июля 1851 г., во время нашествия лезгин, Лавра прп. Давида была разорена, но Преображенская церковь, где находилась могила прп. Давида, которую нападавшие так и не нашли, уцелела. 1 октября 1857 г. могила прп. Давида все же была обнаружена и вместе с другими сокровищами монастыря лезгины унесли и Камень благодати. Во время дележа награбленного Камень благодати, назначение которого они не знали, спрятали на чердаке одного из домов. За святыней следил взятый в плен иеромонах Митрофан (Нацвлишвили). Спустя год он был освобожден из плена, тайно вынес Камень благодати и вернул его в Лавру. В 1923 г. вместе с другими святынями камень был перевезен в Тифлис и помещен в сокровищницу Гос. музея искусств Грузии. В 1990 г. его передали ГПЦ. В настоящее время Камень благодати Давида Гареджийского хранится в алтаре патриаршего кафедрального собора Самеба (Св. Троицы) в Тбилиси.

В 2000 г. по благословению католикоса-патриарха всей Грузии Илии II в церкви Преображения Господня в Лавре прп. Давида была отреставрирована могила прп. Давида Гареджийского. В могильной плите сделали небольшое отверстие, куда поместили копию Камня благодати. Несмотря на неоднократное обновление могилы, мощи отца Давида сохранились практически не тронутыми, в первоначальном положении захоронения, были зафиксированы и остатки превратившейся в землю черной ткани. 11 июня 2000 г. сразу же после вскрытия могилы Давида, Католикос-Патриарх Илия II отслужил молебен преподобному. Из могилы была взята частица мощей (хранится в Грузинской Патриархии), мощи были обложены иерусалимской землей и орошены благовониями, сверху поместили чашу с изображением Рождества Христова и покров и засыпали очищенной землей из могилы. Работы были завершены осенью 2000 г., рака Давида была облицована болнисским туфом, на нее возложена плита, украшенная изображениями оленя и жезла, надписью и орнаментом, имеющая небольшое углубление, в котором покоится аналог Камня благодати. Часть обнаруженного в раке вещественного материала (фрагменты керамики, дерева, стекла и металла) перенесли в Тбилиси в Музей искусств.

Место захоронения Святого Лукиана не выявлено. Летом 2000 г. после расчистки могилы Давида Гареджийского было решено вскрыть пол между его ракой и современным амвоном Преображенской церкви, однако никаких следов захоронения обнаружено не было. В августе 2002 г. по благословению Католикоса Патриарха Илии II было решено вскрыть вторую раку Преображенской церкви: в юго-западном углу было обнаружено высеченное в полу небольшое (70×30×35 см) углубление с мощами святого. Поздняя датировка раки, а также исторические свидетельства позволяют предполагать, что здесь покоятся мощи св. Додо, 16 марта 1880 г. перенесенные в лавру по инициативе Сабинина из опустевшего монастыря св. Додо.

В XVIII веке в результате частых нападений на монастыри и их разорения, а начиная с XIX века в связи с появлением в городах Грузии духовных и светских школ интерес к Давид-Гареджи постепенно спадает. Во второй половине XIX века монастыри опустели.

В монастыре Гареджийской пустыни пожелал похоронить тело своей жены, урожденной княжны Кетеван Андроникашвили наследник престола Грузии, царевич Георгий. Был июнь 1782 года; печальная весть пронеслась по целой Грузии, и народ со всех сторон начал стекаться на погребение любимой царевны. Три митрополита со своими знаменами и хоругвями встретили усопшую на самой границе Гареджийской лавры. Тогда-то, говорят, царь Ираклий II, в порыве печали, произнес над гробом усопшей невестки пророческое слово: "Вот когда погиб дом мой!" Еще будучи невестой принца, Кетеван, следуя в Картли в сопровождении трехсот кахетинских всадников, имела значительную стычку в Гартискарских теснинах с сильной лезгинской партией. Неустрашимая девушка сама начальствовала тогда отрядом и разбила лезгин, трижды укреплявшихся. Когда после того она прибыла в Тифлис, Ираклий II принял невесту сына с большим торжеством, пушечной пальбой и иллюминацией. Кетеван было тогда всего 14 лет! Царица Кетеван умерла при родах девятого ребенка - царевича Теймураза. Ее муж уже на 40 день после ее смерти обручился с Мариам Цицишвили.... Из-за негласного траура по умершей царице даже не устроили царскую свадьбу.

добавить в избранное
Поделиться: