< >
Организация туров и экскурсий
по Грузии, услуги размещения
Валюта
Достопримечательности

Регион Кахетия расположен на востоке от Тбилиси.  Гомборским хребтом Кахетия поделена на две части - внутреннюю и внешную. Внешняя Кахетия расположена в бассейне реки Иори и граничит с Картли. Внутренняя Кахетия расположена в бассейне  реки Алазани. 

Исторические Кахети и Эрети входили сначала в состав Картли. В VI в. в восточной части эриставства Картли образуется большая административно-политическая единица, во главе которой стоят наследники царя Вахтанга Горгасала, подчиняющиеся картлийскому эрисмтавару Гвараму Куропалату на правах эриставов. В VII и первой половине VIII в., во время  арабской экспансии в Закавказье, Картли еще являлась единой политической единицей. Кахети и Эрети отдельно не фигурировали.

Однако в VIII веке в арабских источниках появляются санары (цанары), с которыми арабам приходится вести борьбу. Трудно сказать, является ли Санария арабских источников этого времени собственно землей цанаров, или это уже объединенное, отошедшее от Картли и освобожденное от арабского ига независимое Кахетское княжество. Выделение Кахети в независимое княжество грузинские источники датируют 80-ми гг. VIII в.

Примечательно, что в событиях конца VIII и начала IX в. арабские авторы противопоставляют Джурзан (т.е. cобственно Картли) и Санарию (Кахети). Санария уже является отделенным от Картли княжеством Кахети, в котором цанары в это время выступают в качестве ведущей силы. Первые князья Кахети были, видимо, из цанарской династии, проживавшей в современном Казбегском районе, на территории которого находится Дарьяльский проход. Ослабленная борьбой с арабами, равнина временно сходит с исторической арены. Население горных районов, лучше сохранившее себя, начало борьбу против арабского ярма за объединение земель, организацию княжества.

На рубеже VIII— IX вв. формирование Кахети как независимой политической единицы — уже свершившийся факт. К этому времени относится строительство: Уджарма (определенный слой которой датируется именно этим периодом), Бочорма, Кветера, Веронская крепость, Жалети, Сиони (в Иорском ущелье), Сиони (в Казбегском районе), Гарбанская церковь, Ахалцихе (в Хеви) и многие другие. В Кахетии разные группы византийских мастеров участвовали в IX-X вв. в строительстве храмов в Вачнадзиани, Санагире, Озаани, Бодбе и др. и принесли сюда традицию кирпичного зодчества (плинфа). Эти храмы обладают двумя чертами не характерными для местной архитектуры: тремя выступающими полукруглыми апсидами и зубчатым карнизом. 

В базилике Санагире, построенной византийской кладкой (cloisonné) с поперечными перекрытиями и несложными узорами, сам характер кладки говорит в пользу датировки началом средневизантийской эпохи: здесь плинфа, положенная в два-три ряда (как по горизонтали, так и по вертикали), преобладает над неровным камнем с известковой обмазкой, приобретая характер оправы, что типично для середины IX века. Некоторые декоративные и архетуктурные особенности храма в Санагире (обширное склеповое погребение с богатой отделкой, роскошные росписи, включающие изобращение святых Иулиты и Кирика) позволяют предположить, что здесь похоронен один из хорепископов Кахетии под именем Квирике.

В территориальном плане Кахетское княжество совпадало не полностью с тем регионом, который в позднем средневековье представляло собой Кахетское царство и теперь называтся Кахети. Один из первых князей Кахети Григол (787—827) присоединил к Кахети всю Шида-Картли (центральную часть Грузии) от р. Арагви до Ташис-Кари (входа в Боржомское ущелье), но в начале IX в. против усилившегося Григола выступил Ашот Куропалат и отобрал у него большую часть Шида-Картли, до ущелья р. Ксани, и с этого времени западной границей княжества Кахети является река Ксани.

На востоке с Кахети граничило древнее грузинское княжество Эрети. Юго-западной границей Эрети являлась река Кура, северо-восточной — Большой Кавказский хребет, крайний северный пукт – слияние рек Иори и Алазани, крайний южный пункт — город Телави. Около Телави находилась граница Эрети и Кахети.

Историческая провинция Эрети в грузинских и иностранных письменных источниках встречается и под названием «Ран», «Алвания», «Шаки».  Столицей Эрети был город Шаки. Из известных исторических лиц здесь царствует Ишханик, соправительницей которого является его мать царица Динар. Границы Шаки (Эрети) историк Д. Л. Мусхелишвили определят так: с запада она граничила с Кахети. «Приблизительно линию границы в IX — первой половины X века можно представить по данным грузинских историков: по Алазанской долине она проходила немного западнее с. Веджини и Гавази (Ахалсопели); на Иорском плато — немного восточнее Гареджийского монастыря и сел. Бодбе". 

Через Эрети проходил один из главных путей, который связывал Грузию с резиденцией арабского наместника в Закавказье Бардавом, что благоприятно влияло на развитие этого края. Эретское княжество имело довольно тесные торговые отношения с халифатом, что подтверждается найденными на территории многочисленными арабскими монетами того периода.

Об экономическом развитии Эрети VIII — IX вв. свидетельствуют многочисленные памятники материальной культуры, сохранившиеся на территории исторической области Эрети: Штори, Хорнабуджи, Вежини, Мачи.

Кахетия была хорепископством, то есть смесью епархии с княжеством, где вождь феодальной знати был одновременно и епископом и князем. В конце X — начале XI в.в. кахетинский хорепископ Давид (970 — 1009) вел упорную борьбу с царем объединенной Грузии Багратом III Багратионом, их интересы скрестились в Эрети. В 1008 г. Баграт III занял Эрети и назначил там своих правителей, которые, однако, вскоре перешли на сторону хорепископа Давида. Баграт III в дальнейшем, после смерти Давида, еще раз занял Эрети. Но после смерти Баграта III наследнику хорепископа Давида Квирике III (1010—1037) удалось завладеть Эрети и создалось новое государство — царство кахов и эров (ранов), а Квирике III стал титуловаться «царем кахов и ранов», а также «великим». Присоединение Эрети было связано с жизненными интересами Кахети, будучи закономерным завершением исторического процесса, начавшегося с древнейших времен, фактический венец которого знаменовал объединение всех грузинских земель в одну политическую единицу.

Акад. Г. Н. Чубинашвили центром Кахетского княжества считал крепость и город Бочорма (см.: его. Архитектура Кахети, с. 22); Д. Л. Мусхелишвили считает, что после упадка Уджармы политический центр Кахети переместился в Бочорма, а оттуда уже в Тианети, где во дворце Бододжи находилась резиденция кахетских царей. В XI в., после присоединения Эрети, столицей объединенного царства кахов и ранов становится Телави.

На пути из старой в новую столицу, уже единого кахетинского  царства, царь Квирике III Великий строит грандиозный собор – один из четырех Великих кафедральных соборов Грузии – Алаверди. 

Христианство пришло в Эрети и Кахети в IV в. из Картли. Укреплению позиций Картлийского государства и церкви служила миссионерская деятельность т. н. «сирийских отцов» в VI в. После армяно-грузинского церковного раскола 607—609 гг. под нажимом грузинской церкви в Эрети и Кахети утверждается халкидонский толк (православие).

Представителями верховной власти в Кахети являлись мтавары (князья), именуемые хорепископами. По своим первоначальным функциям хорепископ являлся представителем епископской власти. Однако хорепископ цанаров, по всей вероятности, постепенно, в соответствии с процессом феодализации, захватил и светскую власть.

В 30-х гг. IX в. кахетскими хорепископами становятся представители дома Донаури из Гардабани (рядом с городом Рустави), из рода Донаури происходил знаменитый святой Иларион Грузинский (822-875гг), а в конце того же столетия у дома Донаури власть отнимает династия Аревманели, и теперь уже ее представители именуются хорепископами.

Житие Иллариона Грузинского здесь: http://www.pravenc.ru/text/389215.html

В период борьбы за объединение Грузии распространить свою власть и влияние на Эрети старается Армянское царство. Грузино-армянское соперничество в Эрети проявилось в борьбе диофизитства с монофизитством. До 50-х гг. X века правители Эрети придерживалась монофизиства. В X в. в Эрети вновь берет верх грузинская церковная ориентация. Активно выступает в этом деле дом грузинских Багратидов, «Ишханик же был сыном сестры эриставт-эристава Гургена, и мать его, царица Динар, обратила его в православие». На северной стене Тронного зала Грановитой палаты Московского Кремля сохранилось изображение Динар верхом на белом коне. Аналогичным образом изображается она и в современной грузинской иконографии.

Житие святой царицы Динар здесь: http://www.pravenc.ru/text/178261.html

Воссоединение эретской церкви с единой грузинской церковью имело глубокую культурно-историческую основу. Несмотря на создавшуюся историческую ситуацию, обусловившую в VIII—X вв. существование самостоятельного государства Эрети, культура Эрети этого периода является составной частью общегрузинской культуры, что проявляется как в архитектуре, так и в литературном языке. Архитектурные памятники Эрети этого периода, несмотря на региональные особенности, составляют часть общегрузинской архитектуры. А выявленные на территории Эрети грузинские надписи VII-X вв. безусловно свидетельствуют о принадлежности этого края к грузинскому культурно-историческому миру.

В правление Квирике III Великого на Кахетию напали осетины. Царь Квирике убил осетинского царя Урдуре. За Урдуре отомстил некий раб-осетин, вероломно убивший царя Квирике в 1039 году. У Квирике III не было детей, поэтому трон унаследовал его племянник Гаки. Гаки был сыном царя Ташир-Дзорагетского царства Давида Безземельного (со столицей в Самшвилде) и сыном сестры царя Квирике. Таким образом Кахети и Эрети стала править армянская династия Кюрикидов. 

В начале XII века царь Давид IV Строитель из династии Багратионов, упраздняет Кахети-Эретское царство, и включает эти территории в состав единого Грузинского царства. С начала XII в. в архитектуре Кахетии, после завоевания ее Давидом Строителем, появляются высокие купола, резьба и т.п. 

Кахетия
Кахетия

Регион Кахетия расположен на востоке от Тбилиси.  Гомборским хребтом Кахетия поделена на две части - внутреннюю и внешную. Внешняя Кахетия расположена в бассейне реки Иори и граничит с Картли. Внутренняя Кахетия расположена в бассейне  реки Алазани. 

Исторические Кахети и Эрети входили сначала в состав Картли. В VI в. в восточной части эриставства Картли образуется большая административно-политическая единица, во главе которой стоят наследники царя Вахтанга Горгасала, подчиняющиеся картлийскому эрисмтавару Гвараму Куропалату на правах эриставов. В VII и первой половине VIII в., во время  арабской экспансии в Закавказье, Картли еще являлась единой политической единицей. Кахети и Эрети отдельно не фигурировали.

Однако в VIII веке в арабских источниках появляются санары (цанары), с которыми арабам приходится вести борьбу. Трудно сказать, является ли Санария арабских источников этого времени собственно землей цанаров, или это уже объединенное, отошедшее от Картли и освобожденное от арабского ига независимое Кахетское княжество. Выделение Кахети в независимое княжество грузинские источники датируют 80-ми гг. VIII в.

Примечательно, что в событиях конца VIII и начала IX в. арабские авторы противопоставляют Джурзан (т.е. cобственно Картли) и Санарию (Кахети). Санария уже является отделенным от Картли княжеством Кахети, в котором цанары в это время выступают в качестве ведущей силы. Первые князья Кахети были, видимо, из цанарской династии, проживавшей в современном Казбегском районе, на территории которого находится Дарьяльский проход. Ослабленная борьбой с арабами, равнина временно сходит с исторической арены. Население горных районов, лучше сохранившее себя, начало борьбу против арабского ярма за объединение земель, организацию княжества.

На рубеже VIII— IX вв. формирование Кахети как независимой политической единицы — уже свершившийся факт. К этому времени относится строительство: Уджарма (определенный слой которой датируется именно этим периодом), Бочорма, Кветера, Веронская крепость, Жалети, Сиони (в Иорском ущелье), Сиони (в Казбегском районе), Гарбанская церковь, Ахалцихе (в Хеви) и многие другие. В Кахетии разные группы византийских мастеров участвовали в IX-X вв. в строительстве храмов в Вачнадзиани, Санагире, Озаани, Бодбе и др. и принесли сюда традицию кирпичного зодчества (плинфа). Эти храмы обладают двумя чертами не характерными для местной архитектуры: тремя выступающими полукруглыми апсидами и зубчатым карнизом. 

В базилике Санагире, построенной византийской кладкой (cloisonné) с поперечными перекрытиями и несложными узорами, сам характер кладки говорит в пользу датировки началом средневизантийской эпохи: здесь плинфа, положенная в два-три ряда (как по горизонтали, так и по вертикали), преобладает над неровным камнем с известковой обмазкой, приобретая характер оправы, что типично для середины IX века. Некоторые декоративные и архетуктурные особенности храма в Санагире (обширное склеповое погребение с богатой отделкой, роскошные росписи, включающие изобращение святых Иулиты и Кирика) позволяют предположить, что здесь похоронен один из хорепископов Кахетии под именем Квирике.

В территориальном плане Кахетское княжество совпадало не полностью с тем регионом, который в позднем средневековье представляло собой Кахетское царство и теперь называтся Кахети. Один из первых князей Кахети Григол (787—827) присоединил к Кахети всю Шида-Картли (центральную часть Грузии) от р. Арагви до Ташис-Кари (входа в Боржомское ущелье), но в начале IX в. против усилившегося Григола выступил Ашот Куропалат и отобрал у него большую часть Шида-Картли, до ущелья р. Ксани, и с этого времени западной границей княжества Кахети является река Ксани.

На востоке с Кахети граничило древнее грузинское княжество Эрети. Юго-западной границей Эрети являлась река Кура, северо-восточной — Большой Кавказский хребет, крайний северный пукт – слияние рек Иори и Алазани, крайний южный пункт — город Телави. Около Телави находилась граница Эрети и Кахети.

Историческая провинция Эрети в грузинских и иностранных письменных источниках встречается и под названием «Ран», «Алвания», «Шаки».  Столицей Эрети был город Шаки. Из известных исторических лиц здесь царствует Ишханик, соправительницей которого является его мать царица Динар. Границы Шаки (Эрети) историк Д. Л. Мусхелишвили определят так: с запада она граничила с Кахети. «Приблизительно линию границы в IX — первой половины X века можно представить по данным грузинских историков: по Алазанской долине она проходила немного западнее с. Веджини и Гавази (Ахалсопели); на Иорском плато — немного восточнее Гареджийского монастыря и сел. Бодбе". 

Через Эрети проходил один из главных путей, который связывал Грузию с резиденцией арабского наместника в Закавказье Бардавом, что благоприятно влияло на развитие этого края. Эретское княжество имело довольно тесные торговые отношения с халифатом, что подтверждается найденными на территории многочисленными арабскими монетами того периода.

Об экономическом развитии Эрети VIII — IX вв. свидетельствуют многочисленные памятники материальной культуры, сохранившиеся на территории исторической области Эрети: Штори, Хорнабуджи, Вежини, Мачи.

Кахетия была хорепископством, то есть смесью епархии с княжеством, где вождь феодальной знати был одновременно и епископом и князем. В конце X — начале XI в.в. кахетинский хорепископ Давид (970 — 1009) вел упорную борьбу с царем объединенной Грузии Багратом III Багратионом, их интересы скрестились в Эрети. В 1008 г. Баграт III занял Эрети и назначил там своих правителей, которые, однако, вскоре перешли на сторону хорепископа Давида. Баграт III в дальнейшем, после смерти Давида, еще раз занял Эрети. Но после смерти Баграта III наследнику хорепископа Давида Квирике III (1010—1037) удалось завладеть Эрети и создалось новое государство — царство кахов и эров (ранов), а Квирике III стал титуловаться «царем кахов и ранов», а также «великим». Присоединение Эрети было связано с жизненными интересами Кахети, будучи закономерным завершением исторического процесса, начавшегося с древнейших времен, фактический венец которого знаменовал объединение всех грузинских земель в одну политическую единицу.

Акад. Г. Н. Чубинашвили центром Кахетского княжества считал крепость и город Бочорма (см.: его. Архитектура Кахети, с. 22); Д. Л. Мусхелишвили считает, что после упадка Уджармы политический центр Кахети переместился в Бочорма, а оттуда уже в Тианети, где во дворце Бододжи находилась резиденция кахетских царей. В XI в., после присоединения Эрети, столицей объединенного царства кахов и ранов становится Телави.

На пути из старой в новую столицу, уже единого кахетинского  царства, царь Квирике III Великий строит грандиозный собор – один из четырех Великих кафедральных соборов Грузии – Алаверди. 

Христианство пришло в Эрети и Кахети в IV в. из Картли. Укреплению позиций Картлийского государства и церкви служила миссионерская деятельность т. н. «сирийских отцов» в VI в. После армяно-грузинского церковного раскола 607—609 гг. под нажимом грузинской церкви в Эрети и Кахети утверждается халкидонский толк (православие).

Представителями верховной власти в Кахети являлись мтавары (князья), именуемые хорепископами. По своим первоначальным функциям хорепископ являлся представителем епископской власти. Однако хорепископ цанаров, по всей вероятности, постепенно, в соответствии с процессом феодализации, захватил и светскую власть.

В 30-х гг. IX в. кахетскими хорепископами становятся представители дома Донаури из Гардабани (рядом с городом Рустави), из рода Донаури происходил знаменитый святой Иларион Грузинский (822-875гг), а в конце того же столетия у дома Донаури власть отнимает династия Аревманели, и теперь уже ее представители именуются хорепископами.

Житие Иллариона Грузинского здесь: http://www.pravenc.ru/text/389215.html

В период борьбы за объединение Грузии распространить свою власть и влияние на Эрети старается Армянское царство. Грузино-армянское соперничество в Эрети проявилось в борьбе диофизитства с монофизитством. До 50-х гг. X века правители Эрети придерживалась монофизиства. В X в. в Эрети вновь берет верх грузинская церковная ориентация. Активно выступает в этом деле дом грузинских Багратидов, «Ишханик же был сыном сестры эриставт-эристава Гургена, и мать его, царица Динар, обратила его в православие». На северной стене Тронного зала Грановитой палаты Московского Кремля сохранилось изображение Динар верхом на белом коне. Аналогичным образом изображается она и в современной грузинской иконографии.

Житие святой царицы Динар здесь: http://www.pravenc.ru/text/178261.html

Воссоединение эретской церкви с единой грузинской церковью имело глубокую культурно-историческую основу. Несмотря на создавшуюся историческую ситуацию, обусловившую в VIII—X вв. существование самостоятельного государства Эрети, культура Эрети этого периода является составной частью общегрузинской культуры, что проявляется как в архитектуре, так и в литературном языке. Архитектурные памятники Эрети этого периода, несмотря на региональные особенности, составляют часть общегрузинской архитектуры. А выявленные на территории Эрети грузинские надписи VII-X вв. безусловно свидетельствуют о принадлежности этого края к грузинскому культурно-историческому миру.

В правление Квирике III Великого на Кахетию напали осетины. Царь Квирике убил осетинского царя Урдуре. За Урдуре отомстил некий раб-осетин, вероломно убивший царя Квирике в 1039 году. У Квирике III не было детей, поэтому трон унаследовал его племянник Гаки. Гаки был сыном царя Ташир-Дзорагетского царства Давида Безземельного (со столицей в Самшвилде) и сыном сестры царя Квирике. Таким образом Кахети и Эрети стала править армянская династия Кюрикидов. 

В начале XII века царь Давид IV Строитель из династии Багратионов, упраздняет Кахети-Эретское царство, и включает эти территории в состав единого Грузинского царства. С начала XII в. в архитектуре Кахетии, после завоевания ее Давидом Строителем, появляются высокие купола, резьба и т.п. 

добавить в избранное
Поделиться: