< >
Организация туров и экскурсий
по Грузии, услуги размещения
Валюта
Достопримечательности

Анчисхати (буквально "Икона из Анчи")- трехнефная базилика в честь Рождества Богоматери и самая старая церковь на территории Тбилиси. Строительство датируется началом VI века. Возведена из туфа, при реставрации XV и XVII веков использовался кирпич. Фреска запрестольного образа датируется 1683 годом, остальная сохранившаяся роспись XIX век.

В 1958 году, в связи с 1500-летием Тбилиси, решили по возможности, вернуть храму прежний облик. С храма были убраны все лишние добавки XIX века, убрали безобразную колокольню, ликвидировали проемы окон, проделанные в XIX веке, понизили уровень пола до первоначальной отметки, стенам возвратили прежний вид. Были выявлены и некоторые старинные детали, и древний памятник грузинской архитектуры после реставрации принял более цельный вид.

В Советский период в храме находилась типография. Храм возвращен ГПЦ в 1989 году.

В 1642 году в Анчисхати был похоронен, причисленный к лику святых, каталикос-патриарх Евдемон. Патриарх был задушен в тюрьме по приказу царя Ростома.

Образ Иисуса Христа в 1664 году был чудом спасен от турок, и привезен из Анчийской церкви в Тбилиси и помещен в базилику Рождества Богородицы.  Сейчас в храме находится чудотворный список с Анчийской иконы, подлинник (датируется искусствоведами VII-VIII веками) в сокровищнице Музея искусств в Тбилиси.

История иконы.

Во времена, когда Иисус проповедовал в Палестине, в городе Эдессе правил царь Авгарь. Царь был болен проказой и никак не мог излечиться от своего недуга. Услышав о новом мессии и чудесах, которые совершает Христос, Авгарь послал к нему своего живописца Ананию. Тот должен был передать Иисусу письмо с просьбой об исцелении правителя, а заодно и написать портрет целителя.

Встреча Анания и Христа произошла в Иерусалиме, когда Иисус проповедовал и был окружен людьми. Ананий никак не мог приблизиться к Христу и решил взобраться на высокий камень, чтобы хотя бы оттуда сделать несколько набросков Иисуса. Но и эта попытка была безуспешной. Затем Иисус попросил Анания принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл свое лицо, отер его убрусом и на ткани отпечатался его образ. Убрус и письмо Ананий доставил в Эдессу. Авгарь с благодарностью принял дары. О существовании переписки известно из двух основных источников: греческого перевода сирийских документов из архивов Эдессы, сделанного около 303 года Евсевием Кесарийским, и более пространного сирийского сказания начала V века, известного как "Учение Аддая апостола". Царь Авгарь считается одним из первых христианских царей в мире, но после его смерти, наследники отошли от христианства и чудотворный образ был замурован в стенах города. Предание гласит, что икона была замурована в нише над городскими воротами. Прошли века и об этом забыли.

Персидский шах Хосров I - шахиншах из династии Сасанидов, правивший Ираном с 531 до 579 года, напал на Эдессу. Евлалию, епископу эдесскому, явилась в видении жена светоносная, говоря ему: «Над вратами градскими сокрыт образ нерукотворный Спаса Христа. Взяв же его, быстро от бед избавишь град сей и народ его». И показала ему то место. Епископ же с радостью великой, как только стало светать, разобрал ограждение и обрел пречистый образ Христов нерукотворный.

Грузинское церковное предание гласит, что один из 13 сирийских отцов,  святой Антон Маркопский, принес с собой список со знаменитой иконы. Видимо, повторное обретение образа Нерукотворного Спаса было очень известным событием среди современников.

Ш. Я. Амиранашвили, описавший икону в 1929 г. после снятия оклада, отметил сильную поврежденность красочного слоя и неясность многих деталей иконографии и стиля. Ученый датировал первоначальное изображение VI-VII вв., а поздний живописный слой - XVII в. По стилистическим признакам  изображение близоко сирийской живописи VII-VIII вв.

В 787 году Седьмой Вселенский собор, приводит наличие Нерукотворного образа как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания.

В 944 год войско византийского императора Романа I Лакапина окружило Эдессу, в результате осады жители Эдессы в обмен на мир отдали святой Нерукотворный образ ромеям. Икона Нерукотворного Спаса была торжественно перенесена в Константинополь. Произошло это 15(28) августа. Поскольку 15 (28) августа празднуется Успение Богородицы, то ежегодное празднование для Нерукотворного образа было назначено на следующий день — 16 (29) августа, под этим числом день вошёл в церковный календарь как общецерковный праздник под названием «Перенесение из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа». Подлинная икона Нерукотворного Спаса была похищена из Константинополя во время разграбления города участниками IV Крестового похода в 1204 году, после чего утеряна (по преданию, корабль, перевозивший икону, потерпел крушение).

В XII веке при святой царице Тамаре, Анчийский епископ  Иоанн, заказал золотое чеканное обрамление, исполненное Бекой Опизари. На раме XII в. выполнены ростовые фигуры Богородицы и св. Иоанна Предтечи, которые должны были составить вместе с иконой Спасителя деисус. Оклад XIX в. трактует триптих как деисус с Господом Вседержителем в центре. В надписях, выполненных в разное время на чеканных створках киота, икона обозначена только как <Нерукотворный Образ>, <Образ Воплощения>, <Лик Божий> и <Эдесский Образ>.

В настоящее время Грузинская Православная Церковь 29 августа отмечает праздник Анчисхатоба. В XII в. Иоанн, еп. Анчийский, посвятил иконе <Песнопения Анчийского образа>; в XIII в. католикос-Патриарх Арсений IV (Булмаисимисдзе) создал <Восхваление в честь невидимого Нерукотворного Образа>; впосл. появился <Молебен Анчийского Нерукотворного Образа, составленный по древним рукописным песнопениям>.

Базилика Анчисхати
Базилика Анчисхати

Анчисхати (буквально "Икона из Анчи")- трехнефная базилика в честь Рождества Богоматери и самая старая церковь на территории Тбилиси. Строительство датируется началом VI века. Возведена из туфа, при реставрации XV и XVII веков использовался кирпич. Фреска запрестольного образа датируется 1683 годом, остальная сохранившаяся роспись XIX век.

В 1958 году, в связи с 1500-летием Тбилиси, решили по возможности, вернуть храму прежний облик. С храма были убраны все лишние добавки XIX века, убрали безобразную колокольню, ликвидировали проемы окон, проделанные в XIX веке, понизили уровень пола до первоначальной отметки, стенам возвратили прежний вид. Были выявлены и некоторые старинные детали, и древний памятник грузинской архитектуры после реставрации принял более цельный вид.

В Советский период в храме находилась типография. Храм возвращен ГПЦ в 1989 году.

В 1642 году в Анчисхати был похоронен, причисленный к лику святых, каталикос-патриарх Евдемон. Патриарх был задушен в тюрьме по приказу царя Ростома.

Образ Иисуса Христа в 1664 году был чудом спасен от турок, и привезен из Анчийской церкви в Тбилиси и помещен в базилику Рождества Богородицы.  Сейчас в храме находится чудотворный список с Анчийской иконы, подлинник (датируется искусствоведами VII-VIII веками) в сокровищнице Музея искусств в Тбилиси.

История иконы.

Во времена, когда Иисус проповедовал в Палестине, в городе Эдессе правил царь Авгарь. Царь был болен проказой и никак не мог излечиться от своего недуга. Услышав о новом мессии и чудесах, которые совершает Христос, Авгарь послал к нему своего живописца Ананию. Тот должен был передать Иисусу письмо с просьбой об исцелении правителя, а заодно и написать портрет целителя.

Встреча Анания и Христа произошла в Иерусалиме, когда Иисус проповедовал и был окружен людьми. Ананий никак не мог приблизиться к Христу и решил взобраться на высокий камень, чтобы хотя бы оттуда сделать несколько набросков Иисуса. Но и эта попытка была безуспешной. Затем Иисус попросил Анания принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл свое лицо, отер его убрусом и на ткани отпечатался его образ. Убрус и письмо Ананий доставил в Эдессу. Авгарь с благодарностью принял дары. О существовании переписки известно из двух основных источников: греческого перевода сирийских документов из архивов Эдессы, сделанного около 303 года Евсевием Кесарийским, и более пространного сирийского сказания начала V века, известного как "Учение Аддая апостола". Царь Авгарь считается одним из первых христианских царей в мире, но после его смерти, наследники отошли от христианства и чудотворный образ был замурован в стенах города. Предание гласит, что икона была замурована в нише над городскими воротами. Прошли века и об этом забыли.

Персидский шах Хосров I - шахиншах из династии Сасанидов, правивший Ираном с 531 до 579 года, напал на Эдессу. Евлалию, епископу эдесскому, явилась в видении жена светоносная, говоря ему: «Над вратами градскими сокрыт образ нерукотворный Спаса Христа. Взяв же его, быстро от бед избавишь град сей и народ его». И показала ему то место. Епископ же с радостью великой, как только стало светать, разобрал ограждение и обрел пречистый образ Христов нерукотворный.

Грузинское церковное предание гласит, что один из 13 сирийских отцов,  святой Антон Маркопский, принес с собой список со знаменитой иконы. Видимо, повторное обретение образа Нерукотворного Спаса было очень известным событием среди современников.

Ш. Я. Амиранашвили, описавший икону в 1929 г. после снятия оклада, отметил сильную поврежденность красочного слоя и неясность многих деталей иконографии и стиля. Ученый датировал первоначальное изображение VI-VII вв., а поздний живописный слой - XVII в. По стилистическим признакам  изображение близоко сирийской живописи VII-VIII вв.

В 787 году Седьмой Вселенский собор, приводит наличие Нерукотворного образа как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания.

В 944 год войско византийского императора Романа I Лакапина окружило Эдессу, в результате осады жители Эдессы в обмен на мир отдали святой Нерукотворный образ ромеям. Икона Нерукотворного Спаса была торжественно перенесена в Константинополь. Произошло это 15(28) августа. Поскольку 15 (28) августа празднуется Успение Богородицы, то ежегодное празднование для Нерукотворного образа было назначено на следующий день — 16 (29) августа, под этим числом день вошёл в церковный календарь как общецерковный праздник под названием «Перенесение из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа». Подлинная икона Нерукотворного Спаса была похищена из Константинополя во время разграбления города участниками IV Крестового похода в 1204 году, после чего утеряна (по преданию, корабль, перевозивший икону, потерпел крушение).

В XII веке при святой царице Тамаре, Анчийский епископ  Иоанн, заказал золотое чеканное обрамление, исполненное Бекой Опизари. На раме XII в. выполнены ростовые фигуры Богородицы и св. Иоанна Предтечи, которые должны были составить вместе с иконой Спасителя деисус. Оклад XIX в. трактует триптих как деисус с Господом Вседержителем в центре. В надписях, выполненных в разное время на чеканных створках киота, икона обозначена только как <Нерукотворный Образ>, <Образ Воплощения>, <Лик Божий> и <Эдесский Образ>.

В настоящее время Грузинская Православная Церковь 29 августа отмечает праздник Анчисхатоба. В XII в. Иоанн, еп. Анчийский, посвятил иконе <Песнопения Анчийского образа>; в XIII в. католикос-Патриарх Арсений IV (Булмаисимисдзе) создал <Восхваление в честь невидимого Нерукотворного Образа>; впосл. появился <Молебен Анчийского Нерукотворного Образа, составленный по древним рукописным песнопениям>.

добавить в избранное
Поделиться: