< >
Организация туров и экскурсий
по Грузии, услуги размещения
Валюта
Коротко о грузии

В древности, политическая, хозяйственная и культурная жизнь народов Закавказья протекала в постоянных контактах, то военных, то мирных, с цивилизациями Передней Азии (Месопотамии и Ирана), Ближнего Востока (Сирии и Палестины) и Средиземноморья (Древней Греции, Рима и Византии). 

В основу архитектуры культово-ритуальных построек Передней Азии лег принцип четырехстолпия, что явилось воплощением дохристианского религиозного мировозрения.

Четырехстолпная структура выразилась в выделении квадратного центрального ядра, покрытого купольным сводом – символом небосвода. Отверстия в сводах, как и отверстия в дольменах и алтарях огня служили «связью человека с небом».  Представления о строении Вселенной воплотились в конструкции четырехугольного жилища с маркированным сакральным центром: четырем сторонам света соответствуют четыре священных дерева, поддерживающих небо, с четырьмя божествами-хранителями сторон света, с символами четырех стихий.

Четырехугольная конфигурация языческого капища заменила его древнейшую круговую форму, но отброшена не была. Четыре полукруглых выступа (конхи) в плане образовывали равносторонний крест. Крест исходно был священным знаком, символом огоня, солнца, спасения и вечной жизни. Крест, помещенный в круг (болнисский крест), один из самых ранних христианских символов, распространенных в Закавказье. 

В дальнейшем, первые христианские церкви располагались в переустроенных языческих храмах или строились на их руинах и фундаментах, что было необходимо для быстрого распространения новой религии. У истоков своего развития, христианские церкви и мусульманские мечети не имели существенных архитектурных различий, лишь после усложнения христианской службы, установления форм богослужения определился тип христианского храма — центрический или крестообразный план с апсидами. Форма же мечети осталась предельно простой. 

Христианство стало официальной религией Грузии в 337 г., для сравнения, в Римской империи в 382 г. Образцами для раннехристианских храмов Грузии явились церкви Ближнего Востока (Палестины и Сирии), где была распространена архитектурная форма трехпролетной базилики (“базилика”в переводе с греческого “власть”) – в дохристианских базиликах располагались административные и судебные органы власти.

В IV-VI вв. все Закавказье входило в состав империи Сасанидов. Политическая зависимость от Ирана обусловила определенную культурную ориентацию. В Грузии распространились иранские формы жилища, орнамента, одежды, бытовой утвари. Иранское влияние сказалось и на строительной технике. В древности в безлесной Месопотамии был изобретен купол, позволявший перекрывать помещение без применения дерева. Купол стал одним из стилеобразующих факторов в архитектуре Ирана. В Грузии утвердился прием постановки купола церкви на кубический массив нижележащего объема.  Для того чтобы квадратное в плане помещение можно было перекрыть куполом, имеющим в основании круг, устраивали дополнительные конструкции в углах верхней части стен. В этих местах сооружались небольшие, конической формы сводики - тромпы.  Яркий пример такой архитектуры – мцхетский Джвари (590-604).

Совершенствование строительной техники позволило делать купол не массивным, а прорезанным окнами по периметру его основания, благодаря чему купол, возвышающийся над головами прихожан, был залит светом. В интерьерах ранних грузинских храмов стены имеют гладкую поверхность кладки чисто отесанного камня, без украшений. Скульптурная пластичность внутреннего пространства специфична для грузинской культовой архитектуры.

Культовые здания строго центрического плана, или крестообразные, были не совсем удобны. Поэтому со временем получили преобладание храмы с продолговатым планом, возникшие в Византии в V — VI вв. В целях большей вместимости зала, архитекторы увеличивали ширину корпуса здания; при этом купол, возможности увеличения диаметра которого ограничены прочностью конструкции, опирался уже не на наружные стены, а на четыре внутренних столба. Крестово-купольные храмы сформировались с использованием применявшегося в Иране приема опирания купола на отрезки внутренних стен. Этот принцип объемно-пространственного построения здания, привычный для зодчих Передней Азии, послужил основой при разработке композиционной схемы зданий первых христианских церквей. Одновременно сыграло роль то обстоятельство, что в IV в. Крест был принят в качестве главной христианской эмблемы, и форма креста, увиденная в членениях традиционной планировки, была положена в основу формы плана христианских культовых зданий. Некоторые храмы имели просто крестообразный план, но это оказалось менее удобным, чем здание с планом прямоугольного очертания, в которое вписан крест. Над средокрестием сооружался купол. Храм с планом такого типа получил широкое распространение в 6 — 9 вв. в разных местах Византии и за ее пределами. Он, например, стал обычным в Греции и Болгарии, в Закавказье.

По общей композиции планов храмы Грузии имеют сходство с храмами Византии, но отличаются от них по внешнему облику. Основным строительным материалом в Византии был обожженный кирпич переднеазиатского типа, изобретенный в Месопотамии. Кирпич в Месопотамии был квадратный, плоский; эта форма кирпича была потом унаследована архитектурой Ирана, Византии, Средней Азии и применяется в странах Ближнего Востока на протяжении пяти тысяч лет и до сих пор. 

Кладка велась на известковом растворе, в который добавляли толченую кирпичную крошку; швы делались толстыми. Иногда кладка стен велась попеременными рядами кирпича и камня. Фасады не штукатурились. В Северной Италии, Сирии, Закавказье, — строили не из кирпича, а из тесаного камня, купола и своды, выкладывавшиеся из камня, вследствие более низкой прочности их конструкции по сравнению с кирпичными имели меньшие пролеты, в результате помещения получались небольшого размера. Внутреннее пространство возводившихся из тесаного камня церквей было менее обширным и впечатляющим, чем у строившихся из кирпича. Это способствовало повышенному вниманию зодчих к внешним формам здания. Кроме того, камень более выигрышен для декоративной обработки, чем кирпич, поэтому в тех местностях, где он применялся, формировалась развитая культура архитектурной пластики.

Французский историк архитектуры Огюст Шуази так обосновывает начало формирования христианской архитектуры: «Слияние римских, греческих и иранских элементов происходит на почве Малой Азии, куда караванная торговля заносит товары и идеи из глубины Азии, в Сирии — другом торговом центре Азии, в Закавказье, где непосредственно осуществляется влияние сасанидского искусства». Неслучайно на Кавказе находятся самые древние храмы, построенные в раннем Средневековье, в VI—XIII веках.

В Грузии, в отличии от византийской архитектурной традиции, апси­ды обычно не выступают из основного объема храма, а обозначены снаружи здания двумя фланкирующими ее нишами. Пара высоких узких ниш на восточном фаса­де - одна из характерных деталей культовой архитектуры Закавказья. 

Интересно происхождение трех апсид в византийских храмах. Еще в римских базиликах в торце центрального зала против входа устраивали большую нишу; в ней устанавливали статую императора. Первые церкви в Сирии и Палестине имели, подобно римским базиликам, одну апсиду. Но вскоре стали устраивать три апсиды, потому что язычники поклонялись трем главным богам и у первых христиан в значительной мере сохранялись обычаи языческого культа.

В Византии храм стоял среди скученной за­стройки города и поэтому плохо обозревался издали; главенствующая роль в архитектурной композиции храма принадлежала интерьеру. В Гру­зии, где церкви воздвигались на открытых и возвы­шенных местах, внешние формы здания получали филигранную отточенность. Этому способствовал также высокий уровень каменотесного мастерства на Кавказе. Зодчие тщательно разрабатывали и общую композицию внешнего вида здания, и соотношения его отдельных масс, и детали, и декор фасадов.

Одним из важных средств отделки стен была чистая, весьма тщательная отеска лицевой поверхности камней. На фоне такой стены выделяются высе­ченные из камня, четко прорисованные декоративные детали: тонкие колонки с арочками, ниши, наличники окон, барельефы. 

Связи между Византией и Закавказьем имели немалое значение для архитектуры Европы: в результате этого взаимодействия сформировалось своеобразное армяно-грузинское зодчество, повлиявшее на становление романского стиля архитектуры Западной Европы, который впоследствии перешел в готический. 

Политическая раздробленность враждующих между собой мелких феодальных владений в Западной Европе способствовала массовому крепостному строительству, но его технический уровень был довольно низким. Повсеместно сооружались укрепленные жилища феодалов. Эти дома-крепости представляли собой трехэтажные жилые башни, примерно такого типа, которые с древних времен существовали в Передней Азии и местами сохранились в горах Кавказа до сих пор. Со временем башню стали окружать крепостной стеной. В дальнейшем фортификация развивалась и усложнялась, и резиденцией феодала становился комплекс, называемый замком. У ворот и в других местах вдоль стен возводились боевые башни, а двор, огражденный стеной, застраивался.

С XI века архитектурная орнаментация грузинских храмов достагла блестящего развития. С этого времени, фасады зданий разрабатываются декоративными арками, окна и двери обрамляются широкими наличниками и навершиями, орнаментальными полосами покрывают карнизы, появляются большие резные кресты и розетки; барабан купола, где оконные наличники почти соприкасаются друг с другом, нередко превращается в сплошную орнаментированную поверхность. В ранних памятниках X-XI вв резьба неглубокая; позднее (уже с XI в) формы становятся пластичнее, фон значительно углубляется, общая живописность усиливается. С IX века черепичная кровля сферического контура  купола заменяется на коническую.

С XI века стены и своды церквей сплошь расписывались, возникает гареджийская школа живописи. Внутренняя поверхность стен уже не обрабатывается с прежней тщательностью, в проработке архитектурных профилей теряются прежние точность и артистичность. Подавляющее большиенство храмов, как и раньше, строиться из камня, но внешние стороны квадров уже не так тщательно обрабатываются, как раньше. Зодчие окончательно заменяют тромпы парусами. В X – XI вв. с распространением парусной конструкции, граненая форма барабана купола уступает место круглой. К этой эпохе относятся соборы Светицховели, Алаверди, храмы БагратаСамтависи, Никорцминда, Самтавро

XI век оставил нам также немало замечательных образцов алтарных преград, имеющих форму сплошной аркады на колонках, стоящих на закрытом невысоком барьере. Преграды строили то целиком из камня, то облицовывали гипсом. Внешняя сторона всегда покрывалась богатой резьбой, а на нижнем барьере помещали фигурные композиции.

Главными памятниками начала XII века являются комплекс Гелатского монастыря около Кутаиси и Сионский кафедральный собор в Тбилиси.

Конец XII - начало XIII века (эпоха царицы Тамары) отмечена строительством пещерного комплекса Вардзия, храмов Тимотесубани, Бетания, Питарети, Кинцвиси. В XIII веке впервые начинают строить колокольни.

В XIII в. Закавказье было завоевано монголами, в XIV в. неоднократно подвергалось нашествиям Тамерлана. В это время монументальных зданий не строили, многие памятники архитектуры разрушались. Однако в конце XIII века в Тбилиси строится Метехский храм. Основные памятники конца XIII - начала XIV века сосредоточены в Южной Грузии - это монастырские храмы в Сапара и Зарзма.

В XV-XVIII вв. Грузия и Армения были ареной постоянных агрессивных действий со стороны Персии и Турции. Монументальная архитектура этого времени переживает стадию упадка, повторяются формы, выработанные в средние века. Грузинская архитектура не порывала со своими многовековыми традициями: церкви и по планам, и по общим формам непосредственно примыкали к памятникам предыдущих эпох. Но изменился строительный материал: вместо отесанного камня преобладающим стал кирпич, в связи с чем, исчезла богатейшая резьба, столь характерная для грузинской архитектуры зрелого средневековья (облицованные позднее туфом храмы, составляющие редкое исключение, по прежнему орнаментированы). Вместо резьбы появились узоры, выведенные фигурной кладкой кирпича, разного рода декоративные ниши и углубления, характерные сталактиты. Появилась стрельчатая форма арки и сводов.

Характерным памятником XVI века является кирпичная колокольня Ниноцминдского храма, по характеру архитектуры довольно близкая к крепостным жилым башням феодалов, что вполне естественно для эпохи, полной бесконечных междоусобиц и иноземных нашествий. К слову, в XVIII веке на Ниноцминдской колокольне была установлена пушка.

Характерный ансамбль позднефеодальной эпохи (XVI-XVIII веков) - крепость Ананури в ущелье реки Арагви. К XVIII веку относится строительсов крепостных укреплений города Сигнаги, стен вокруг Светицховели.

Источники: В.В. Беридзе "Архитектура Грузии", Гольдштейн А.Ф. "Зодчество"

Архитектура Грузии
Архитектура Грузии

В древности, политическая, хозяйственная и культурная жизнь народов Закавказья протекала в постоянных контактах, то военных, то мирных, с цивилизациями Передней Азии (Месопотамии и Ирана), Ближнего Востока (Сирии и Палестины) и Средиземноморья (Древней Греции, Рима и Византии). 

В основу архитектуры культово-ритуальных построек Передней Азии лег принцип четырехстолпия, что явилось воплощением дохристианского религиозного мировозрения.

Четырехстолпная структура выразилась в выделении квадратного центрального ядра, покрытого купольным сводом – символом небосвода. Отверстия в сводах, как и отверстия в дольменах и алтарях огня служили «связью человека с небом».  Представления о строении Вселенной воплотились в конструкции четырехугольного жилища с маркированным сакральным центром: четырем сторонам света соответствуют четыре священных дерева, поддерживающих небо, с четырьмя божествами-хранителями сторон света, с символами четырех стихий.

Четырехугольная конфигурация языческого капища заменила его древнейшую круговую форму, но отброшена не была. Четыре полукруглых выступа (конхи) в плане образовывали равносторонний крест. Крест исходно был священным знаком, символом огоня, солнца, спасения и вечной жизни. Крест, помещенный в круг (болнисский крест), один из самых ранних христианских символов, распространенных в Закавказье. 

В дальнейшем, первые христианские церкви располагались в переустроенных языческих храмах или строились на их руинах и фундаментах, что было необходимо для быстрого распространения новой религии. У истоков своего развития, христианские церкви и мусульманские мечети не имели существенных архитектурных различий, лишь после усложнения христианской службы, установления форм богослужения определился тип христианского храма — центрический или крестообразный план с апсидами. Форма же мечети осталась предельно простой. 

Христианство стало официальной религией Грузии в 337 г., для сравнения, в Римской империи в 382 г. Образцами для раннехристианских храмов Грузии явились церкви Ближнего Востока (Палестины и Сирии), где была распространена архитектурная форма трехпролетной базилики (“базилика”в переводе с греческого “власть”) – в дохристианских базиликах располагались административные и судебные органы власти.

В IV-VI вв. все Закавказье входило в состав империи Сасанидов. Политическая зависимость от Ирана обусловила определенную культурную ориентацию. В Грузии распространились иранские формы жилища, орнамента, одежды, бытовой утвари. Иранское влияние сказалось и на строительной технике. В древности в безлесной Месопотамии был изобретен купол, позволявший перекрывать помещение без применения дерева. Купол стал одним из стилеобразующих факторов в архитектуре Ирана. В Грузии утвердился прием постановки купола церкви на кубический массив нижележащего объема.  Для того чтобы квадратное в плане помещение можно было перекрыть куполом, имеющим в основании круг, устраивали дополнительные конструкции в углах верхней части стен. В этих местах сооружались небольшие, конической формы сводики - тромпы.  Яркий пример такой архитектуры – мцхетский Джвари (590-604).

Совершенствование строительной техники позволило делать купол не массивным, а прорезанным окнами по периметру его основания, благодаря чему купол, возвышающийся над головами прихожан, был залит светом. В интерьерах ранних грузинских храмов стены имеют гладкую поверхность кладки чисто отесанного камня, без украшений. Скульптурная пластичность внутреннего пространства специфична для грузинской культовой архитектуры.

Культовые здания строго центрического плана, или крестообразные, были не совсем удобны. Поэтому со временем получили преобладание храмы с продолговатым планом, возникшие в Византии в V — VI вв. В целях большей вместимости зала, архитекторы увеличивали ширину корпуса здания; при этом купол, возможности увеличения диаметра которого ограничены прочностью конструкции, опирался уже не на наружные стены, а на четыре внутренних столба. Крестово-купольные храмы сформировались с использованием применявшегося в Иране приема опирания купола на отрезки внутренних стен. Этот принцип объемно-пространственного построения здания, привычный для зодчих Передней Азии, послужил основой при разработке композиционной схемы зданий первых христианских церквей. Одновременно сыграло роль то обстоятельство, что в IV в. Крест был принят в качестве главной христианской эмблемы, и форма креста, увиденная в членениях традиционной планировки, была положена в основу формы плана христианских культовых зданий. Некоторые храмы имели просто крестообразный план, но это оказалось менее удобным, чем здание с планом прямоугольного очертания, в которое вписан крест. Над средокрестием сооружался купол. Храм с планом такого типа получил широкое распространение в 6 — 9 вв. в разных местах Византии и за ее пределами. Он, например, стал обычным в Греции и Болгарии, в Закавказье.

По общей композиции планов храмы Грузии имеют сходство с храмами Византии, но отличаются от них по внешнему облику. Основным строительным материалом в Византии был обожженный кирпич переднеазиатского типа, изобретенный в Месопотамии. Кирпич в Месопотамии был квадратный, плоский; эта форма кирпича была потом унаследована архитектурой Ирана, Византии, Средней Азии и применяется в странах Ближнего Востока на протяжении пяти тысяч лет и до сих пор. 

Кладка велась на известковом растворе, в который добавляли толченую кирпичную крошку; швы делались толстыми. Иногда кладка стен велась попеременными рядами кирпича и камня. Фасады не штукатурились. В Северной Италии, Сирии, Закавказье, — строили не из кирпича, а из тесаного камня, купола и своды, выкладывавшиеся из камня, вследствие более низкой прочности их конструкции по сравнению с кирпичными имели меньшие пролеты, в результате помещения получались небольшого размера. Внутреннее пространство возводившихся из тесаного камня церквей было менее обширным и впечатляющим, чем у строившихся из кирпича. Это способствовало повышенному вниманию зодчих к внешним формам здания. Кроме того, камень более выигрышен для декоративной обработки, чем кирпич, поэтому в тех местностях, где он применялся, формировалась развитая культура архитектурной пластики.

Французский историк архитектуры Огюст Шуази так обосновывает начало формирования христианской архитектуры: «Слияние римских, греческих и иранских элементов происходит на почве Малой Азии, куда караванная торговля заносит товары и идеи из глубины Азии, в Сирии — другом торговом центре Азии, в Закавказье, где непосредственно осуществляется влияние сасанидского искусства». Неслучайно на Кавказе находятся самые древние храмы, построенные в раннем Средневековье, в VI—XIII веках.

В Грузии, в отличии от византийской архитектурной традиции, апси­ды обычно не выступают из основного объема храма, а обозначены снаружи здания двумя фланкирующими ее нишами. Пара высоких узких ниш на восточном фаса­де - одна из характерных деталей культовой архитектуры Закавказья. 

Интересно происхождение трех апсид в византийских храмах. Еще в римских базиликах в торце центрального зала против входа устраивали большую нишу; в ней устанавливали статую императора. Первые церкви в Сирии и Палестине имели, подобно римским базиликам, одну апсиду. Но вскоре стали устраивать три апсиды, потому что язычники поклонялись трем главным богам и у первых христиан в значительной мере сохранялись обычаи языческого культа.

В Византии храм стоял среди скученной за­стройки города и поэтому плохо обозревался издали; главенствующая роль в архитектурной композиции храма принадлежала интерьеру. В Гру­зии, где церкви воздвигались на открытых и возвы­шенных местах, внешние формы здания получали филигранную отточенность. Этому способствовал также высокий уровень каменотесного мастерства на Кавказе. Зодчие тщательно разрабатывали и общую композицию внешнего вида здания, и соотношения его отдельных масс, и детали, и декор фасадов.

Одним из важных средств отделки стен была чистая, весьма тщательная отеска лицевой поверхности камней. На фоне такой стены выделяются высе­ченные из камня, четко прорисованные декоративные детали: тонкие колонки с арочками, ниши, наличники окон, барельефы. 

Связи между Византией и Закавказьем имели немалое значение для архитектуры Европы: в результате этого взаимодействия сформировалось своеобразное армяно-грузинское зодчество, повлиявшее на становление романского стиля архитектуры Западной Европы, который впоследствии перешел в готический. 

Политическая раздробленность враждующих между собой мелких феодальных владений в Западной Европе способствовала массовому крепостному строительству, но его технический уровень был довольно низким. Повсеместно сооружались укрепленные жилища феодалов. Эти дома-крепости представляли собой трехэтажные жилые башни, примерно такого типа, которые с древних времен существовали в Передней Азии и местами сохранились в горах Кавказа до сих пор. Со временем башню стали окружать крепостной стеной. В дальнейшем фортификация развивалась и усложнялась, и резиденцией феодала становился комплекс, называемый замком. У ворот и в других местах вдоль стен возводились боевые башни, а двор, огражденный стеной, застраивался.

С XI века архитектурная орнаментация грузинских храмов достагла блестящего развития. С этого времени, фасады зданий разрабатываются декоративными арками, окна и двери обрамляются широкими наличниками и навершиями, орнаментальными полосами покрывают карнизы, появляются большие резные кресты и розетки; барабан купола, где оконные наличники почти соприкасаются друг с другом, нередко превращается в сплошную орнаментированную поверхность. В ранних памятниках X-XI вв резьба неглубокая; позднее (уже с XI в) формы становятся пластичнее, фон значительно углубляется, общая живописность усиливается. С IX века черепичная кровля сферического контура  купола заменяется на коническую.

С XI века стены и своды церквей сплошь расписывались, возникает гареджийская школа живописи. Внутренняя поверхность стен уже не обрабатывается с прежней тщательностью, в проработке архитектурных профилей теряются прежние точность и артистичность. Подавляющее большиенство храмов, как и раньше, строиться из камня, но внешние стороны квадров уже не так тщательно обрабатываются, как раньше. Зодчие окончательно заменяют тромпы парусами. В X – XI вв. с распространением парусной конструкции, граненая форма барабана купола уступает место круглой. К этой эпохе относятся соборы Светицховели, Алаверди, храмы БагратаСамтависи, Никорцминда, Самтавро

XI век оставил нам также немало замечательных образцов алтарных преград, имеющих форму сплошной аркады на колонках, стоящих на закрытом невысоком барьере. Преграды строили то целиком из камня, то облицовывали гипсом. Внешняя сторона всегда покрывалась богатой резьбой, а на нижнем барьере помещали фигурные композиции.

Главными памятниками начала XII века являются комплекс Гелатского монастыря около Кутаиси и Сионский кафедральный собор в Тбилиси.

Конец XII - начало XIII века (эпоха царицы Тамары) отмечена строительством пещерного комплекса Вардзия, храмов Тимотесубани, Бетания, Питарети, Кинцвиси. В XIII веке впервые начинают строить колокольни.

В XIII в. Закавказье было завоевано монголами, в XIV в. неоднократно подвергалось нашествиям Тамерлана. В это время монументальных зданий не строили, многие памятники архитектуры разрушались. Однако в конце XIII века в Тбилиси строится Метехский храм. Основные памятники конца XIII - начала XIV века сосредоточены в Южной Грузии - это монастырские храмы в Сапара и Зарзма.

В XV-XVIII вв. Грузия и Армения были ареной постоянных агрессивных действий со стороны Персии и Турции. Монументальная архитектура этого времени переживает стадию упадка, повторяются формы, выработанные в средние века. Грузинская архитектура не порывала со своими многовековыми традициями: церкви и по планам, и по общим формам непосредственно примыкали к памятникам предыдущих эпох. Но изменился строительный материал: вместо отесанного камня преобладающим стал кирпич, в связи с чем, исчезла богатейшая резьба, столь характерная для грузинской архитектуры зрелого средневековья (облицованные позднее туфом храмы, составляющие редкое исключение, по прежнему орнаментированы). Вместо резьбы появились узоры, выведенные фигурной кладкой кирпича, разного рода декоративные ниши и углубления, характерные сталактиты. Появилась стрельчатая форма арки и сводов.

Характерным памятником XVI века является кирпичная колокольня Ниноцминдского храма, по характеру архитектуры довольно близкая к крепостным жилым башням феодалов, что вполне естественно для эпохи, полной бесконечных междоусобиц и иноземных нашествий. К слову, в XVIII веке на Ниноцминдской колокольне была установлена пушка.

Характерный ансамбль позднефеодальной эпохи (XVI-XVIII веков) - крепость Ананури в ущелье реки Арагви. К XVIII веку относится строительсов крепостных укреплений города Сигнаги, стен вокруг Светицховели.

Источники: В.В. Беридзе "Архитектура Грузии", Гольдштейн А.Ф. "Зодчество"

Поделиться с друзьями: