< >
Организация туров и экскурсий
по Грузии, услуги размещения
Валюта
Коротко о грузии

В эпоху бронзы (IV-II тысячелетие до н.э.) развивается добыча руд и выплавка мышьяковых, сурьмяных и многокомпонентных сплавов на медной основе. В III и II тысячелетии до н.э. горно-металлургическое производство Грузии по уровню техники и масштабам было одним из высокоразвитых в древнем мире и играло важную роль в снабжении металлом Северного Кавказа, восточной Европы и других районов. В этот период действовали горно-металлургические центры: на Большом Кавказе — Абхазский, Сванетский, Рачинский, Кахетинский; на Малом Кавказе — Чорохско-Аджарский, Болнисский. Здесь выявлены древнейшие разработки медных, мышьяковых, сурьмяных полиметаллических руд.

В 1-й четверти I тысячелетия до н.э. значительно развиваются Болнисский и Колхидско-Халибский горно-металлургические центры (только в районе Батуми — Поти обнаружено 400 объектов производства железа предантичного периода). Добыча золотоносного песка горных рек велась улавливанием его в бараньих шкурах, была известна в Грузии со II тысячелетия до н.э. и сохранилась до начала XX века в Сванети. Об этой технологии "золотообильной Колхиды" (как её называли в античном мире) сообщают Страбон, Плиний, Апиан и другие авторы 4 в. до н.э. — 2 в. н.э. Золотым руном назвали эти шкуры греческие аргонавты, совершившие поход в Колхиду в XIII-XII вв. до н.э. От раннефеодального периода (6-13 вв.) сохранились подземные железные рудники Болнисского района. Наряду с рудами интенсивно разрабатывались известняки, песчаники, туфы, что связано с развитием строительства городов, храмов, оборонительных сооружений. 


Первым по важности и древности следует назвать ювелирный промысел, точнее обработку серебра. Легенды связывают его происхождение с древними мастерами халебами. Есть версия, что все названия серебра в мире восходят к двум корням, существующим в адыго-абхазских и картвельских языках. Ювелирное дело существовало как искусство изготовления украшений и деталей одежды и как создание оружейного убора. Национальные стили ювелирного дела имели большую устойчивость, однако, к концу XIX века сложилось доминирование дагестанской (кубачинско-лакской), тбилисской и владикавказской школ.

Древний очаг изготовления холодного оружия.

Любой свободный мужчина был вооружен кинжалом, типичным был кинжал-меч с прямым лезвием. В Средние века распространилась сабля иранского образца, имевшая местные подражания, в XVII—XIX веках была изобретена шашка, ее специфически кавказский облик пленил воинов многих народов — вплоть до российского офицерства. Благодаря этому в конце XIX века выжили оружейные центры Дагестана, Тбилиси и других мест.

Примечательной чертой кавказского оружия было использование форм и клейм оружия иранского, турецкого, европейского происхождения в сочетании с собственными изобретениями. Их переплетение создавало уникальные образцы, созданные оружейниками глухих ущелий северных и южных склонов Большого Кавказа.

Грузинские мастера, начиная с раннефеодального периода, при художественной обработке ценных (благородных) металлов употребляли эмали. Своего расцвета это искусство достигло в IX-XII веках. Эмалью особенно перегородчатой, украшали предметы как религиозного, так и светского назначения; церковную утварь, столовую посуду, пояса, кольца, ожерелья. Начиная с пятнадцатого столетия, об искусстве грузинской перегородчатой эмали забыли,что грозило полным исчезновением традиции и методов, которые были известны очень продолжительный срок, с 8-9 веков вплоть до пятнадцатого века. В XIX-XX веках грузинские мастера продолжают работать в технике эмали.

Перегородчатая эмаль (Минанкари).

Стекловидная жидкая масса, окрашенная окисью металлов в разные цвета, заливает участки между тонкими золотыми или серебряными  перегородками, напаянными на основу. Эти перегородки, появляющиеся в виде нитей на поверхности, рисуют фигуры, складки их одежд, черты лиц. Обожженная эмаль затвердевает, и в результате особых условий и температуры печи ее тонкий слой получает прозрачность и блеск. Эмаль становится похожей на драгоценные камни. Ее яркие, насыщенные краски отличаются чистотой и благородством тона. 

Технический принцип грузинского златоваяния (первые дошедшие до нас образцы датируютя VIII веком) почти не менялся на протяжении веков. Менялась манера исполнения, стиль, художественный и технический уровни, но неизменным оставался принцип технической обработки. К примеру, серебряную пластину клали на пластическую массу, возможно, на смолу. Златоваятель с тыльной стороны с помощью разных инструментов выводил рельеф общего очертания, скажем, лицо человека, разные части тела, одежду и др. После выведения рельефа он обрабатывал нюансы рельефа, придавал четкость очертанию. Мастеру приходилось сочетать лицевую сторону серебряной пластины с тыльной стороной. Только после этого начинал он окончательную обработку поверхности, когда основной рельеф был полностью выведен с тыльной стороны пластины. У нас нет возможности полностью восстановить все технические приемы, так как те процессы, которые были сохранены в грузинском златоваянии до конца XIX века, в свое время не были изучены и описаны. Правильное сочетание уровня рельефа с основным пространством и моделирование изображения усилением или ослаблением рельефов, требовало от мастера высокого технического совершенства, наличие тонкого художественного вкуса и владение принципами рельефной пластики.

Гончарное искусство.

По библейским текстам можно предположить, что Эдем, где из земного праха, т.е. глины, был создан первочеловек, находился недалеко от Кавказа. Указание на Кавказ вряд ли было случайным, учитывая древность и повсеместность керамического промысла в этих местах.

Кавказское гончарство является реальным конспектом мировой истории обработки глины. Весьма разнообразно по формам и технологиям гончарное дело в Грузии, где известны и подглазурная роспись, и черное лаковое лощение, и другие виды обработки поверхности сосуда. Нельзя не вспомнить, что большинство домов в городах было покрыто черепицей, а водопровод и канализация с использованием гончарных труб на Кавказе известны со времени Урарту.

В XVIII—XX веках действовало несколько центров керамического производства, где изготовлялись керамическая посуда и строительные материалы. В Восточной Грузии центрами керамического производства являлись: Тбилиси, Мцхета, Телави, Ниноцминда, Гори. В Западной Грузии — Шроша, Кутаиси. В производстве керамики ясно прослеживаются вековые народные традиции. В горных районах керамикой занимались в основном женщины. Они изготовляли печи (тоне), горшки, кеци — глиняные приспособления для выпечки лепешек. Изготовлением керамической посуды для воды и вина занимались главным образом мужчины.

Многовековую историю в грузинском народном декоративно-прикладном искусстве имеет шитье бисером. До последнего времени оно сохранилось у грузинских горцев (хевсур). Изготовление каждого предмета требовало высокого художественного вкуса и большого труда.

В Средневековье кавказские ковры и тонкие сукна достигали Нидерландов, Германии, Италии; армянское слово "карпет" вошло во многие европейские языки в качестве обозначения ковра вообще. В Грузии выдена местная порода овец - тушинская (грубошерстная). Овец стригли пружинными ножницами два раза в год, весенняя шерсть шла на набивку матрасов, осенняя годилась на качественные валяные и тканые изделия. Зонами массового производства ковров были Армения, Азербайджан, южный Дагестан. Грузинские ковры не получали высокой оценки специалистов, исключение составляют оригинальные безворсовые ковры пардаги, делавшиеся в горной Грузии.

Обработка дерева.

Обработка дерева процветала в лесистых районах Западного Кавказа, особенно в Имеретии и Аджарии. В горах Большого Кавказа в старинных жилищах центральное место занимал резной деревянный столб, подпиравший матицу и являвшийся семейным святилищем. Немалое значение имел факт особого отношения к дереву, восходящего к почитанию некоторых пород груши, ореха, абрикоса, боярышника, кизила, платана. Аквани - деревянная люлька для новорожденных была популярна в Грузии на протяжении многих веков.

Новогоднее деревце Чичилаки. Обычно “чичилаки“ делается из веток орешника, которые по традиции срезаются на день святой Варвары 17 декабря. Орешник ассоциируется в Гурии с достатком и благосостоянием, тут он — основная культура и многие блюда готовятся здесь с использованием лесных орехов. Вообще “чичилаки“ можно сделать из любого дерева, главное, чтобы ветки были прямые. Но самые красивые и кудрявые  “чичилаки“ получаются из орешника“. Чичилаки дошел до сегодняшнего дня и пользуется большой популярностью и в наше время, заменяя во многих семьях европейскую ель. Чичилаки со своей белой, длинной и курчавой стружкой, был символом Солнца и грузинский «меквле» (первый поздравитель с Новым годом), подобно вавилонским царям, касаясь рукой чичилаки, предсказывал будущее. Чичилаки изготовляли из обыкновенной лещины (лесной орех). Известный грузинский писатель Тедо Сахокия на примере Самегрело пишет, что для чичилаки срезали в лесу палки лесного ореха и клали их в воду, чтобы размягчить. После этого палку крутили перед очагом до тех пор, пока кора не начинала потрескивать от пламени. Потом снимали кору и начинали снизу до верху тонко тесать палку острым ножом, чтобы получить длинную волнистую стружку по всей высоте палки, не отделяя ее от конца. Чичилаки с длинной белой «бородой» украшали дорогими подарками, сладостями и фруктами, среди которых непременно должен был присутствовать гранат как символ размножения.

Божество, которое сыграло большую роль в формировании новогодних ритуальных традиций в Грузии – это Босели или Босла – языческий бог плодородия и размножения в древней Грузии. Иногда его украшали такими эпитетами, как «Господин скота», «Ангел скота» и «Бог скота». В современной грузинской лексике осталось слово босели, обозначающее коровник (хлев). Основными атрибутами новогоднего праздника в дохристианской и феодальной Грузии были Басила, Чичилаки и голова свиньи или дикого кабана. Все эти атрибуты берут свое начало со времен язычества и связаны с божеством Солнца. До сих пор поросенок, наравне с сациви, главное блюдо новогоднего стола.

Ремесла
Ремесла

В эпоху бронзы (IV-II тысячелетие до н.э.) развивается добыча руд и выплавка мышьяковых, сурьмяных и многокомпонентных сплавов на медной основе. В III и II тысячелетии до н.э. горно-металлургическое производство Грузии по уровню техники и масштабам было одним из высокоразвитых в древнем мире и играло важную роль в снабжении металлом Северного Кавказа, восточной Европы и других районов. В этот период действовали горно-металлургические центры: на Большом Кавказе — Абхазский, Сванетский, Рачинский, Кахетинский; на Малом Кавказе — Чорохско-Аджарский, Болнисский. Здесь выявлены древнейшие разработки медных, мышьяковых, сурьмяных полиметаллических руд.

В 1-й четверти I тысячелетия до н.э. значительно развиваются Болнисский и Колхидско-Халибский горно-металлургические центры (только в районе Батуми — Поти обнаружено 400 объектов производства железа предантичного периода). Добыча золотоносного песка горных рек велась улавливанием его в бараньих шкурах, была известна в Грузии со II тысячелетия до н.э. и сохранилась до начала XX века в Сванети. Об этой технологии "золотообильной Колхиды" (как её называли в античном мире) сообщают Страбон, Плиний, Апиан и другие авторы 4 в. до н.э. — 2 в. н.э. Золотым руном назвали эти шкуры греческие аргонавты, совершившие поход в Колхиду в XIII-XII вв. до н.э. От раннефеодального периода (6-13 вв.) сохранились подземные железные рудники Болнисского района. Наряду с рудами интенсивно разрабатывались известняки, песчаники, туфы, что связано с развитием строительства городов, храмов, оборонительных сооружений. 


Первым по важности и древности следует назвать ювелирный промысел, точнее обработку серебра. Легенды связывают его происхождение с древними мастерами халебами. Есть версия, что все названия серебра в мире восходят к двум корням, существующим в адыго-абхазских и картвельских языках. Ювелирное дело существовало как искусство изготовления украшений и деталей одежды и как создание оружейного убора. Национальные стили ювелирного дела имели большую устойчивость, однако, к концу XIX века сложилось доминирование дагестанской (кубачинско-лакской), тбилисской и владикавказской школ.

Древний очаг изготовления холодного оружия.

Любой свободный мужчина был вооружен кинжалом, типичным был кинжал-меч с прямым лезвием. В Средние века распространилась сабля иранского образца, имевшая местные подражания, в XVII—XIX веках была изобретена шашка, ее специфически кавказский облик пленил воинов многих народов — вплоть до российского офицерства. Благодаря этому в конце XIX века выжили оружейные центры Дагестана, Тбилиси и других мест.

Примечательной чертой кавказского оружия было использование форм и клейм оружия иранского, турецкого, европейского происхождения в сочетании с собственными изобретениями. Их переплетение создавало уникальные образцы, созданные оружейниками глухих ущелий северных и южных склонов Большого Кавказа.

Грузинские мастера, начиная с раннефеодального периода, при художественной обработке ценных (благородных) металлов употребляли эмали. Своего расцвета это искусство достигло в IX-XII веках. Эмалью особенно перегородчатой, украшали предметы как религиозного, так и светского назначения; церковную утварь, столовую посуду, пояса, кольца, ожерелья. Начиная с пятнадцатого столетия, об искусстве грузинской перегородчатой эмали забыли,что грозило полным исчезновением традиции и методов, которые были известны очень продолжительный срок, с 8-9 веков вплоть до пятнадцатого века. В XIX-XX веках грузинские мастера продолжают работать в технике эмали.

Перегородчатая эмаль (Минанкари).

Стекловидная жидкая масса, окрашенная окисью металлов в разные цвета, заливает участки между тонкими золотыми или серебряными  перегородками, напаянными на основу. Эти перегородки, появляющиеся в виде нитей на поверхности, рисуют фигуры, складки их одежд, черты лиц. Обожженная эмаль затвердевает, и в результате особых условий и температуры печи ее тонкий слой получает прозрачность и блеск. Эмаль становится похожей на драгоценные камни. Ее яркие, насыщенные краски отличаются чистотой и благородством тона. 

Технический принцип грузинского златоваяния (первые дошедшие до нас образцы датируютя VIII веком) почти не менялся на протяжении веков. Менялась манера исполнения, стиль, художественный и технический уровни, но неизменным оставался принцип технической обработки. К примеру, серебряную пластину клали на пластическую массу, возможно, на смолу. Златоваятель с тыльной стороны с помощью разных инструментов выводил рельеф общего очертания, скажем, лицо человека, разные части тела, одежду и др. После выведения рельефа он обрабатывал нюансы рельефа, придавал четкость очертанию. Мастеру приходилось сочетать лицевую сторону серебряной пластины с тыльной стороной. Только после этого начинал он окончательную обработку поверхности, когда основной рельеф был полностью выведен с тыльной стороны пластины. У нас нет возможности полностью восстановить все технические приемы, так как те процессы, которые были сохранены в грузинском златоваянии до конца XIX века, в свое время не были изучены и описаны. Правильное сочетание уровня рельефа с основным пространством и моделирование изображения усилением или ослаблением рельефов, требовало от мастера высокого технического совершенства, наличие тонкого художественного вкуса и владение принципами рельефной пластики.

Гончарное искусство.

По библейским текстам можно предположить, что Эдем, где из земного праха, т.е. глины, был создан первочеловек, находился недалеко от Кавказа. Указание на Кавказ вряд ли было случайным, учитывая древность и повсеместность керамического промысла в этих местах.

Кавказское гончарство является реальным конспектом мировой истории обработки глины. Весьма разнообразно по формам и технологиям гончарное дело в Грузии, где известны и подглазурная роспись, и черное лаковое лощение, и другие виды обработки поверхности сосуда. Нельзя не вспомнить, что большинство домов в городах было покрыто черепицей, а водопровод и канализация с использованием гончарных труб на Кавказе известны со времени Урарту.

В XVIII—XX веках действовало несколько центров керамического производства, где изготовлялись керамическая посуда и строительные материалы. В Восточной Грузии центрами керамического производства являлись: Тбилиси, Мцхета, Телави, Ниноцминда, Гори. В Западной Грузии — Шроша, Кутаиси. В производстве керамики ясно прослеживаются вековые народные традиции. В горных районах керамикой занимались в основном женщины. Они изготовляли печи (тоне), горшки, кеци — глиняные приспособления для выпечки лепешек. Изготовлением керамической посуды для воды и вина занимались главным образом мужчины.

Многовековую историю в грузинском народном декоративно-прикладном искусстве имеет шитье бисером. До последнего времени оно сохранилось у грузинских горцев (хевсур). Изготовление каждого предмета требовало высокого художественного вкуса и большого труда.

В Средневековье кавказские ковры и тонкие сукна достигали Нидерландов, Германии, Италии; армянское слово "карпет" вошло во многие европейские языки в качестве обозначения ковра вообще. В Грузии выдена местная порода овец - тушинская (грубошерстная). Овец стригли пружинными ножницами два раза в год, весенняя шерсть шла на набивку матрасов, осенняя годилась на качественные валяные и тканые изделия. Зонами массового производства ковров были Армения, Азербайджан, южный Дагестан. Грузинские ковры не получали высокой оценки специалистов, исключение составляют оригинальные безворсовые ковры пардаги, делавшиеся в горной Грузии.

Обработка дерева.

Обработка дерева процветала в лесистых районах Западного Кавказа, особенно в Имеретии и Аджарии. В горах Большого Кавказа в старинных жилищах центральное место занимал резной деревянный столб, подпиравший матицу и являвшийся семейным святилищем. Немалое значение имел факт особого отношения к дереву, восходящего к почитанию некоторых пород груши, ореха, абрикоса, боярышника, кизила, платана. Аквани - деревянная люлька для новорожденных была популярна в Грузии на протяжении многих веков.

Новогоднее деревце Чичилаки. Обычно “чичилаки“ делается из веток орешника, которые по традиции срезаются на день святой Варвары 17 декабря. Орешник ассоциируется в Гурии с достатком и благосостоянием, тут он — основная культура и многие блюда готовятся здесь с использованием лесных орехов. Вообще “чичилаки“ можно сделать из любого дерева, главное, чтобы ветки были прямые. Но самые красивые и кудрявые  “чичилаки“ получаются из орешника“. Чичилаки дошел до сегодняшнего дня и пользуется большой популярностью и в наше время, заменяя во многих семьях европейскую ель. Чичилаки со своей белой, длинной и курчавой стружкой, был символом Солнца и грузинский «меквле» (первый поздравитель с Новым годом), подобно вавилонским царям, касаясь рукой чичилаки, предсказывал будущее. Чичилаки изготовляли из обыкновенной лещины (лесной орех). Известный грузинский писатель Тедо Сахокия на примере Самегрело пишет, что для чичилаки срезали в лесу палки лесного ореха и клали их в воду, чтобы размягчить. После этого палку крутили перед очагом до тех пор, пока кора не начинала потрескивать от пламени. Потом снимали кору и начинали снизу до верху тонко тесать палку острым ножом, чтобы получить длинную волнистую стружку по всей высоте палки, не отделяя ее от конца. Чичилаки с длинной белой «бородой» украшали дорогими подарками, сладостями и фруктами, среди которых непременно должен был присутствовать гранат как символ размножения.

Божество, которое сыграло большую роль в формировании новогодних ритуальных традиций в Грузии – это Босели или Босла – языческий бог плодородия и размножения в древней Грузии. Иногда его украшали такими эпитетами, как «Господин скота», «Ангел скота» и «Бог скота». В современной грузинской лексике осталось слово босели, обозначающее коровник (хлев). Основными атрибутами новогоднего праздника в дохристианской и феодальной Грузии были Басила, Чичилаки и голова свиньи или дикого кабана. Все эти атрибуты берут свое начало со времен язычества и связаны с божеством Солнца. До сих пор поросенок, наравне с сациви, главное блюдо новогоднего стола.

Поделиться с друзьями: